Самохина Е.О.

О СТРУКТУРЕ КУРСА “КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

РАБОТА В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ”

В современном обществе существует значительное число детей, имеющих ограниченные возможности интеллектуального освоения действительности. Под этим термином в отечественной коррекционной педагогике понимается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основании поражения центральной нервной системы. Эти дети не менее здоровых ровесников нуждаются в интересной книге, участливом внимании библиотекаря.

В последнее десятилетие в рамках дефектологического библиотековедения созданы эффективные методики социокультурной реабилитации юных читателей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Их практическая реализация способствует коррекции интеллектуальной и психической сферы ребенка, его читательскому развитию. И все же пока наблюдается противоречие между социальными и научными требованиями к организации коррекционно-воспитательной работы в детской библиотеке и повседневной практикой социокультурной реабилитации юных читателей, которую не всегда можно признать удовлетворительной. Неудачные попытки приобщения ребенка-инвалида к чтению в ряде случаев объясняются слабой психологической, педагогической и дефектологической компетенцией детских библиотекарей.

Сказанное выше позволяет констатировать необходимость изучения курса “Коррекционно-воспитательная работа в детской библиотеке” на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры и искусства. Основная цель данного курса – ознакомление студентов с ведущими принципами социокультурной реабилитации юных читателей, имеющих отклонения от норм интеллектуального и психического развития.

Курс состоит из трех разделов. Первый – “Психолого-педагогические основы организации библиотечной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности интеллектуального развития” – способствует возникновению системного представления о научных основах социокультурной реабилитации особой группы читателей.

Раздел знакомит студентов с интеллектуальными и психологическими особенностями учеников коррекционных школ, с отечественными и зарубежными теориями воспитания детей-олигофренов. Одна из тем посвящена научному творчеству выдающегося психолога Л.С. Выготского, заложившего основы отечественной дефектологии. Здесь же рассматриваются важнейшие правовые аспекты, гарантирующие людям с ограниченными возможностями право на приобщение к культурным достижениям человечества (“Декларация оправах инвалидов”, “Декларация о правах умственно отсталых лиц”, “Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья”).

Второй раздел – “Исторические этапы развития коррекционной педагогики и дефектологического библиотековедения” – знакомит будущих сотрудников детских библиотек с основными периодами эволюции общественного отношения к детям-инвалидам, помогает проследить главные этапы развития коррекционной педагогики, позволяет провести ретроспективный обзор становления и развития дефектологического библиотековедения в нашей стране и за рубежом. Особое внимание при этом уделяется изучению работ отечественных библиотековедов.

Третий раздел курса “Методические вопросы организации коррекционно-воспитательной работы в детской библиотеке” посвящен практическим аспектам социокультурной реабилитации юных читателей с ограниченными возможностями интеллектуального развития. Студенты изучают современные принципы построения коррекционных программ, наиболее эффективные формы и методы организации библиотечной работы с читателями, страдающими умственной отсталостью, при этом главное внимание обращается на методику развития творческих способностей детей. На одном из занятий рассматриваются пути взаимодействия детского библиотекаря с родителями читателей.

Hosted by uCoz