Алдохина О.И., Кузьмина Э.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ
КАК ОСНОВА ДИВЕРСИФИКАЦИИ
ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Осуществляемые в настоящее время мероприятия по информатизации регионов России затронули всю сферу общественного производства, в том числе и сектор автоматизированных информационных ресурсов. Правильная организация информационных ресурсов предполагает структурированность, обозримость, полноту и надежность представленной информации.
Развитие глобальной сети Интернет открывает принципиально новые возможности для оперативного доступа личности к мировым, национальным и региональным информационным ресурсам. Наличие глобальных вычислительных сетей вызывает необходимость не только умение работать с электронным ресурсом, но и представление собственной информации в системах и сетях.
В настоящее время создается огромное количество сайтов специалистами в различных отраслях знаний, в том числе информационно-библиотечными специалистами. В связи с этим необходима ориентация на строгое соблюдение требований к формированию электронных информационных ресурсов в мировой практике. Удовлетворение таких требований предполагает формализованную обработку информации для представления в электронном виде.
Существуети необходимость подготовки специалистов в области новых информационных технологий, владеющих новыми методами описания и упорядочения информационных ресурсов. Такие методы предполагают формализованное представление данных об объектах реального мира, в том числе в глобальных и региональных информационных сетях. Это требует разработки новых подходов к организации учебного процесса в системе образования информационно-библиотечных специалистов. Данные подходы нацелены на формирование у обучающихся системы формализованного мышления, способствующей становлению информационных специалистов нового уровня.
Таким образом, подготовка информационно-библиотечных специалистов на современном этапе предполагает формирование знаний, умений, навыков в области формализованного представления информации на сайтах. Учебные планы системы образования информационно-библиотечных специалистов должны содержать курсы соответствующего тематического наполнения, где акцент делается не на овладение “кнопочными технологиями”, навыками программирования, а на информационную составляющую сетевых технологий. Такие курсы предполагают наличие как теоретических знаний, так и практических умений и навыков.
Умение представить информацию об объекте в виде коммерческого ресурса является актуальным при подготовке информационных специалистов, которые будут востребованы в условиях нарастающей коммерциализации информационных ресурсов государства. От того, насколько информационный работник владеет навыками формализованного представления информации для наполнения контента сайта с целью создания выходного формата, настолько он будет востребован на информационном рынке как разработчик информационного продукта наряду со специалистами, занимающимися Web-дизайном.
Пересмотр позиций библиотечно-информационного учреждения на рынке позволяет говорить о необходимости формирования нового профессионального мышления, когда информационные работники должны мыслить себя активными поставщиками информационных продуктов и услуг, ценными клиентами рынка.
Развитие профессионального инновационного мышления соответствует идеологии диверсификации высшего библиотечно-информационного образования.