Савич Л.Е.

БИБЛИОТЕЧНАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ

Работоспособность – параметр, описывающий уровень ресурсов, которые могут быть использованы при выполнении работы. Когда говорят о работоспособности конкретного исполнителя, выделяют общую (потенциальную) работоспособность – те ресурсы, которые в принципе могли бы быть использованы при максимальном напряжении всех сил, и фактическую (стандартную) работоспособность – те ресурсы, которые обычно используются. Фактическая работоспособность всегда ниже, чем потенциальная. Осознавая и констатируя этот факт, авторы трудов по проблемам управления, в том числе управления персоналом, не указывают возможные причины данного несовпадения. Представляется, что одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на работоспособность и, в конечном итоге, производительность отдельных работников и коллектива в целом является система “здоровье-условия труда”. Известно, что более половины практически здоровых людей находятся в так называемом третьем состоянии, когда человек располагает только частью, нередко меньшей, здоровья и психологических возможностей, заложенных в нем природой. В силу этого веками люди создавали меньше материальных и духовных ценностей, чем могли бы, располагая полной мерой здоровья. Человек – необходимый элемент производственного процесса. “Образование”, “обмен”, “амортизация” его должны быть подробно изучены, как это делается по отношению к хозяйственным ценностям.

Проведенное нами исследование содержания труда сотрудников отделов обслуживания читателей библиотек высших учебных заведений показало, что все виды работ относятся к области умственного труда либо включают преимущественно его элементы, т.е. содержательны, так как под содержательностью труда понимается насыщенность трудового процесса умственными операциями, творческими элементами. Весь комплекс процессов непосредственного взаимодействия библиотекаря с пользователем в режиме “запрос-ответ” (библиотечно-информационное обслуживание) отличается высокой ответственностью, сложностью и эмоциональной напряженностью. Совокупность этих характерных особенностей библиотечного труда наряду с факторами, формирующими положительное отношение к труду (возможность общения с читателями и литературой, хорошая организация труда и моральный климат в коллективе), и оказывающими отрицательное воздействие, такими как физическое утомление, нервное напряжение, однообразие работы и сугубо технический характер отдельных библиотечных процессов, позволяют с высокой степенью вероятности утверждать, что в работе современного библиотекаря возник ряд угроз работоспособности, психическому и физическому здоровью. Наибольшую угрозу представляют стрессы, информационные и эмоциональные перегрузки, приводящие к серьезным последствиям. Эти “особенности” библиотечно-информационного труда должны быть учтены в содержании образовательного процесса с тем, чтобы формировать адекватную им реакцию, готовность к принятию соответствующих мер и решений.

Распространенное сейчас для большинства библиотечно-информационных факультетов вузов культуры сочетание специальностей “Библиотековедение и библиография”, “Прикладная информатика”, “Документоведение” решает вопросы обеспечения кадрами практически всех библиотек. Но для учебного процесса это порождает определенные сложности. Одной из них является принадлежность будущих специалистов к различным группам профессий и соответственно различные требования к системе знаний, умений, навыков, профессионально значимых личностных качеств, различные формы, содержание и условия труда. Если недавно речь шла только о профессии системы “человек-человек”, то теперь наши выпускники относятся и к системам “человек-машина”, “человек–знаковая система”. Сама профессия библиотекаря все больше по формам и содержанию труда интегрируется в эти системы. Таким образом, проблемы сохранения профессионального здоровья не могут рассматриваться только с позиций традиционного библиотечного труда, в рамках организации традиционных библиотечных технологических процессов и управления ими. Поскольку с позиций теории можно прогнозировать в ближайшем будущем развитие как минимум двух направлений библиотечной валеологии – валеологии читателя (пользователя информационно-библиотечных учреждений) и валеологии библиотекаря (субъекта информационно-библиотечной деятельности) в условиях междисциплинарного взаимодействия с самым широким кругом социально-гуманитарных наук, а также социальной и информационной экологией, профессиологией, то в учебном процессе, в блоке специальных дисциплин должен появиться интегральный курс “Библиотечная валеология”, в комплексе представляющий проблемы сохранения здоровья субъектов информационно-библиотечной деятельности и предлагающий их решения на основе анализа управленческих, технологических, морально-этических и прочих составляющих профессиональной деятельности.

Hosted by uCoz