Пушкова С.В.
2-Й КОНГРЕСС ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ В США
17–19 ноября 2000 г. в Чикаго состоялся 2-й Конгресс по вопросам профессионального образования библиотекарей в США. Общее количество его участников составило 120 человек, в числе которых были представители библиотечных учебных заведений и всех основных видов библиотечных служб и организаций. Особенностью конгресса, по сравнению с предыдущим, было выдвижение на первый план актуальных проблем в сфере непрерывного профессионального образования и поиск новых путей их решения. Программой конгресса предусматривалось проведение заседаний с выступлениями докладчиков по трем основным темам: факторы, оказывающие влияние на библиотечную профессию и деятельность библиотек; тенденции в непрерывном профессиональном образовании; совершенствование программ по непрерывному образованию библиотекарей в целях профессиональной адаптации к новым условиям.
Вопросы, поднятые в основных докладах, обсуждались на совещаниях небольших групп, например: изменение роли и функций библиотек и библиотекарей в информационный век, необходимость повышения профессиональной компетентности и мастерства в соответствии с современными требованиями, возможности трудоустройства и повышения зарплаты, важность сохранения профессиональных ценностей и отток библиотечных кадров в другие профессии и области деятельности. Обсуждая вопросы участия библиотечных школ и библиотек в повышении квалификации библиотекарей, участники конгресса отметили также личную ответственность каждого специалиста за свой профессиональный рост.
По итогам дискуссий были подготовлены 22 предложения, в том числе следующие:
- Создать информационный центр по вопросам непрерывного профессионального образования.
- Разработать учебную программу усовершенствования управленческих кадров.
- Создать “банк идей” с целью выявления новаторских подходов и перспектив развития.
- Опираясь на местные учреждения и организации, добиваться обсуждения вопросов непрерывного профессионального образования на государственном уровне.
- Изучать и использовать накопленный в других областях деятельности опыт по эффективному применению на практике результатов научных исследований.
- Способствовать распространению моделей стратегического построения карьеры.
- Предусмотреть возможность выдачи свидетельства или использование других форм удостоверения повышения профессиональной квалификации.
- Исследовать экономический эффект непрерывного профессионального образования.
- Разработать требования к содержанию программ непрерывного профессионального образования в связи с пересмотром и продлением действия Закона о библиотечном обслуживании и технологии (Library Services and Technology Act – LSTA).
- Способствовать развитию сотрудничества в сфере непрерывного профессионального образования между библиотечными ассоциациями и другими организациями.
- Расширять использование электронных и сетевых технологий в реализации программ непрерывного профессионального образования.
- Принимать во внимание этнические, культурные и физические особенности участников программ повышения квалификации, а также различия в способности к обучению.
- Распространять руководства и методические рекомендации для установления стандартов и критериев оценки.
- Документировать степень и формы участия библиотек в непрерывном профессиональном образовании и определять эффективность.
- Установить уровни профессиональной компетентности.
- Четко сформулировать значение наставничества или инструктирования.
- Распределить роли и ответственность за непрерывное профессиональное образование между специалистами и работодателями.
- Изучить возможности в области непрерывного профессионального образования, существующие на региональном и мировом уровне, для выявления пробелов.
Существуют различные толкования понятия “непрерывное образование”. В руководстве по обеспечению качества непрерывного образования для персонала библиотек и информационных служб (Guidelines for Quality in Continuing Education for Information, Library and Media Personnel), разработанном и изданном Американской библиотечной ассоциацией в 1988 г., приводится следующее определение: “Непрерывное образование представляет собой процесс обучения, который основывается на ранее приобретенных знаниях, умениях и представлениях индивидуума и приводит их в соответствие с требованиями современности. Непрерывное образование следует за основным профессиональным образованием, необходимым для участия в информационной, библиотечной и документационной деятельности”.