Трофимова Р.А.
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 
ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 
НА ЧИТАТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК

        Тезисы – итог восьмилетнего библиотерапевтического экспериментирования, проводимого кафедрой библиотековедения АГИИК в рамках исследования состояния, проблем и перспектив развития библиосоциальной работы с жителями сельской местности. Экспериментальная группа включает в себя сто активных читателей десяти сельских библиотек, четыре из которых расположены в районных центрах, три – в малолюдных деревнях и три – в крупных селах.
        Каждая экспериментальная подгруппа (10 человек) состоит из: а) трех пенсионеров по возрасту, трех взрослых инвалидов, двух безработных и двух мигрантов (вынужденных переселенцев или беженцев из бывших республик СССР; б) семи женщин и трех мужчин; в) шести лиц старше 50 лет и четырех в возрасте от 30 до 50 лет; г) одного человека с начальным образованием, двух – с неполным средним, шести – со средним (общим и или профессиональным) и одного – с высшим образованием; д) шести, живущих материально по среднему для данного населенного пункта стандарту, двух, живущих выше среднего уровня и двух представителей низшей страты.
Акцентировка внимания на пенсионеров, инвалидов, безработных и мигрантов объясняется их высоким удельным весом среди читателей сельских библиотек нашего края (в среднем они составляют 66,5 % из взрослых пользователей), слабой социальной защищенностью, наличием у них общих социальных проблем, необходимостью активизации библиосоциальной работы, прежде всего, с этими категориями населения. Пропорции выборки по половым и возрастным признакам, уровню образования и материального достатка соответствуют усредненным характеристикам генеральной совокупности читателей сельских библиотек края. 
        Контрольную группу составляют 50 пользователей тех же десяти библиотек (по пять в каждой). Она скомплектована с соблюдением принципов и пропорций, положенных в основу формирования экспериментальной группы. Каждая контрольная включает в себя трех пенсионеров по старости и инвалидов, одного безработного и одного мигранта. Заметим, что среди участников как экспериментальной, так и контрольной группы нет лиц с явными психиатрическими заболеваниями, но все они переживают сложные психические состояния, обусловленные неуверенностью в завтрашнем дне, обидами на жизнь, родственников, власть, окружающих людей, злостью, страхом, отчаянием, внутриличностными и межличностными конфликтами.
        В течение восьми лет каждый член экспериментальной группы прочитал 80 рекомендованных нами (с учетом исследовательских гипотез и имеющихся в сельских библиотеках фондов) произведений художественной литературы разных жанров и авторов. Представители контрольной группы выбирали литературу независимо от наших рекомендаций. 
        Психотерапевтический эффект прочитанного замерялся тремя способами. Во-первых, с помощью цветового теста Макса Люшера, позволяющего фиксировать психическое состояние человека до и после прочитанного. Во-вторых, путем группового обсуждения прочитанных произведений, проводимых специально подготовленными студентами и выпускниками библиотечного факультета АГИИК по разработанной автором этих строк методике. В-третьих, сопоставлением оценок знака, силы и длительности терапевтического влияния одного и того же произведения, даваемых библиотекарями: а) работавшими по тесту Люшера с членами как экспериментальной, так и контрольной группы; б) модераторами, то есть проводившими групповые обсуждения; в) непосредственно не участвовавшими в эксперименте, но имеющими опыт библиосоциальной работы.
        В результате получены следующие предварительные выводы: 
    1. Мы не обнаружили ни одного произведения художественной литературы, так или иначе не повлиявшего на психическое состояние 
        читателей. 
    2. Наибольшее позитивное воздействие на психику практически всех членов экспериментальной группы и большинства контрольной 
        группы  оказывают психологические, философско-этические, этические и социально-бытовые романы, повести, новеллы, мемуары, 
         пьесы  и эссе, характеризующиеся описанием сложных жизненных ситуаций: а) в чем-то похожих на переживаемые читателем, но при 
          условии   мучительного поиска и нахождения героем произведения достойного выхода из трудного положения; б) не соответствующих 
        жизненному   опыту читателя, но формирующих у него убеждения в том, что безвыходных ситуаций не бывает, разрушающих 
        психологический фантом   безысходности, мобилизующих его способность действовать; в) вовлекающих читателя в серьезные 
        рассуждения о жизни и смерти,  об  истинной значимости жизненных проблем, которая узнается в сопоставлении с главным событием в 
        жизни человека – с его смертью; г) 
        нацеливающих на видение окружающего мира не в черном, а в радужном свете, на оптимизм, желание жить, превозмогая любые 
        неприятности; д) ориентирующих читателя на благодарственное отношение к окружающим людям, несмотря на все их несовершенства, 
       на  обвинение в собственных бедах, прежде всего, себя самого; е) помогающих читателю отличать свои смысложизненные интересы от 
        актуальных желаний, осознать приоритетность первых над вторыми, находить выход из внутриличностных и межличностных 
        конфликтов 
        путем пересмотра своих сиюминутных целей ради достижения долговременных жизненных интересов.
    3. Библиотерапевтическая значимость произведений, которым присущи не все вышеуказанные признаки, а лишь их часть, значительно 
        меньшая. Чтение юмористических рассказов, исторических, авантюрно-плутовских, приключенческих, рыцарских и любовных романов, 
        водевилей, а также стихов позволяет отвлечься от реальных проблем, но, как правило, мало что дает для их преодоления. Поэтому 
        позитивное влияние на психику обследованных нами читателей ограничено временными рамками. Еще более краткосрочный характер 
        имеет терапевтический эффект произведений детективного и фантастического жанров, даже талантливо написанных.
    4. Негативное (порой губительное) воздействие на психические состояния сельских пенсионеров, инвалидов, безработных, и мигрантов 
        оказывают модернистские и постмодернистские романы (Д. Джойс, Ж.-П. Сартр, Э. Лимонов и т.п.), драмы, трагедии, повести и рассказы 
        современных зарубежных и российских авторов, в которых рисуются безысходные коллизии, тупиковые жизненные ситуации, 
        порочно-круговые конфликты, обреченность людей на нечестную жизнь и бессмысленную смерть. Чем ярче и убедительнее написаны 
        такие произведения, тем сильнее они разрушают психику типичных представителей вышеуказанных групп сельского населения. 
    5. Завершение наших экспериментов в конце 2002 г. позволит четче сформулировать критерии отбора литературы для психотерапевтической 
        работы сельских библиотекарей.
Hosted by uCoz