Пилко И.С.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА
СТАНДАРТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка стандартов библиотечного образования нового поколения ведется на конкурсной, альтернативной основе. Свой проект государственного образовательного стандарта (ГОС) по направлению (специальности) “Библиотечно-информационные ресурсы” представляет на суд профессионального сообщества временный творческий коллектив факультета информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и ис-кусств. Рабочая группа сформирована на базе кафедр технологии документальных коммуникаций и технологии автоматизированной обработки информации.

Главной проблемой в работе творческого коллектива с момента его организации стала неопределенность методологических, теоретических и организационных основ регламентации требований к квалификации выпускника библиотечной школы, уровню его подготовки и содержанию основной образовательной программы: отечественные и зарубежные профессиологические исследования не результировались в научно обоснованную модель библиотечного специалиста конца XX-начала XXI в.; действующие в настоящее время типовые тарифно-квалификационные характеристики персонала российских библиотек не могут служить основанием построения такой модели, так как не отвечают современным реалиям, не позволяют дифференцировать требования к профессиональным функциям, знаниям и умениям библиотечных специалистов различной квалификации и должностного статуса; нуждаются в уточнении требования к структуре и содержательному наполнению образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования с целью обеспечения их преемственности, что по сути является самостоятельной исследовательской задачей; не может быть признано перспективным решение вести раздельную подготовку “классического библиотекаря” и “библиотекаря-автоматизатора” (технолога автоматизированных библиотечных систем); наконец, в процессе работы над проектом стандарта произошли изменения в статусе объекта регламентации: направление “Библиотечно-информационные ресурсы” (с набором специальностей: “Библиотековедение и библиография”, “Автоматизированные библиотечно-информационные системы”, “Информационно-аналитические технологии”, “Менеджмент библиотечно-информационных ресурсов”.

На первом этапе разработчики проекта решали задачу актуализации содержания библиотечного образования. Методом контент-анализа регламентов библиотечно-информационной деятельности (международных и государственных правовых актов, стандартов, нормативных документов, рекомендаций ИФЛА, РБА и других профессиональных объединений), публикаций в специальной печати (материалов научных конференций, сборников, журнальных статей) выявлены и ранжированы по частоте встречаемости лексические единицы, описывающих предметное поле библиотечной профессии.

Для структурирования экспериментального массива (более 7 тыс. лексических единиц) были востребованы базовые компоненты библиотечной технологии: предметы труда (документы, запросы пользователей), библиотечные производственные и технологические процессы, регламенты библиотечной деятельности, ресурсы библиотечного производства (материальные, финансовые, кадровые), средства библиотечной технологии (технические, лингвистические, программные), информационные продукты и услуги. Помимо “технологических” были сформированы подмассивы: “Библиотеки”, “Информационное окружение библиотек”, “Управление и организация библиотечной деятельностью”.

Структурированный массив лексических единиц позволил определить номенклатуру общепрофессиональных и специальных дисциплин. В первом варианте проекта стандарта (для направления “Библиотечно-информационные ресурсы”) общепрофессиональные дисциплины являются общими для профессии, а специальные обеспечивают профилированную (соответствующую специальности) подготовку. Во втором варианте проекта стандарта (для специальности “Библиотечно-информационные ресурсы”) к разряду общепрофессиональных отнесены теоретические дисциплины, к разряду специальных – технологические.

В номенклатуре и содержательном наполнении общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин представлены основные компоненты библиотечной (информационной) технологии, что свидетельствует о последовательной реализации технологического подхода к формированию основной образовательной программы.

Лишено серьезных оснований отождествление технологического подхода к библиотечному образованию с технократическим. Убедительное тому подтверждение – включение в разрабатываемый проект стандарта ряда гуманитарных дисциплин (“История документальных коммуникаций”), ориентация выпускников на профессиональное владение педагогическими, досуговыми технологиями, обеспечивающими практическую реализацию библиотекой ее образовательной и культурной функций (“Формирование информационной куль-туры пользователей”, “Культурно-образовательные проекты в библиотеке”).

Технологизация содержания – общая тенденция развития профессионального образования, в том числе и гуманитарного. Это путь к обеспечению реальной преемственности обучения на различных его уровнях (под-готовка, повышение квалификации, переподготовка кадров). И российская библиотечная школа может и должна пойти по этому пути.

Hosted by uCoz