Панкова Е.В.

КУРС “ИНФОРМАТИКА” В БИБЛИОТЕЧНОЙ ШКОЛЕ

Слова “Информатика”, “Информатизация”, “Информационные технологии” стали очень модными и активно применяются в обществе. Подчас их употребление довольно сильно искажает первоначальный содержательный смысл термина, размывает его или неоправданно сужает. С одной стороны, большинство представленных в литературе точек зрения обосновывают чисто пользовательское, компьютерное содержание информатики – “служанки наук”, с другой, – ряд авторов говорит о всеобъемлющем охвате и фундаментальности информатики – метанауке, “науки над науками”.

Активное развитие представлений об информатике как науке практически не нашло отражения в изменении содержания базового курса “Информатика”. Из всего множества изученных нами рабочих учебных программ, действующих в настоящее время, лишь одна (программа по курсу “Историческая информатика”, МГУ) рассматривает комплексную, общезначимую науку, все остальные отвечают узкоспециальной задаче – формированию “компьютерной грамотности” и направлены на ознакомление студентов с архитектурой компьютера, универсальным программным обеспечением и основами программирования.

Безусловно, раздел “Информационные технологии” должен стать одним из обязательных базовых компонентов содержания обучения “Информатике” на любом этапе системы непрерывного образования. Обучение навыкам использования информационных технологий не предусмотрено более ни в каком другом курсе, а использование полученных знаний и умений при решении профессиональных задач – обязательное условие квалификации современного работника.

Специфика “Информационных технологий” состоит в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности содержания и средств обучения, сопровождающихся при этом небывалыми для учебной дисциплины темпами смены средств обучения (программного и технического обеспечения), обновлением и расширением документального и/или информационного потоков. По данным нашего исследования, период смены программного обеспечения составляет от одного года до двух с половиной лет.

Столь стремительное развитие средств обучения приводит к неоднородности в материально-техническом обеспечении учебных заведений, что, в свою очередь, вызывает существенное различие в уровне подготовки обучаемых. Уровень подготовленности по информатике выпускников общеобразовательных школ сильно различается. Это подтверждается результатами анкетирования, проведенного в 2000 г. Среди выпускников школ, поступивших в Библиотечный техникум, на компьютере умеют работать 42 % от числа опрошенных. Среди респондентов библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ таких – 56,25 %. Остальные обладают элементарными навыками. Для сравнения приведем результаты анкетирования выпускников школ, поступивших на дневное отделение общеэкономического факультета Государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭИФ): число умеющих работать на компьютере составило 94 % (от 85 чел). Следовательно, на каждой последующей ступени системы непрерывного образования возникает необходимость дифференцированного подхода к студентам в зависимости от уровня знаний, полученных на предыдущей ступени.

Но владение “компьютерной грамотностью” не единственная составляющая курса “Информатика”. Достаточное количество времени следует уделять знаниям в области теоретической информатики. Тем более, что эти вопросы практически не находят отражения в рамках школьного курса и являются для студентов совершенно новыми и необходимыми в их дальнейшей профессиональной деятельности.

В результате сопоставления всех вышеизложенных позиций, можно определить направление подготовки специалиста в области “Информатики” на соответствующей ступени системы непрерывного библиотечного образования: для средней библиотечной школы – это овладение общими вопросами работы с информационными системами и ресурсами, умение использовать соответствующее программное и техническое обеспечение при решении конкретных практических задач; для высшей библиотечной школы (квалификация “библиотекарь-библиограф”) – это овладение профессиональными методами работы с информационными ресурсами и системами, умение приобретать новые знания в условиях изменяющихся технологий, анализировать и переоценивать накопленный опыт с целью его дальнейшего использования.

Hosted by uCoz