Немчина И.М.

РОЛЬ КУРСА “БИБЛИОГРАФИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И
ЮНОШЕСТВА” В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ
СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКИХ И ЮНОШЕСКИХ БИБЛИОТЕК

Задача духовного, нравственного, патриотического воспитания и просвещения подрастающего поколения – одна из важнейших задач государства, так как именно нравственность представляет собой крепкое основание общественного и государственного благополучия. Духовно-нравственный потенциал народа, и в первую очередь детей и подростков, во многом определяет будущее России. Сегодня многое зависит от того, какие идеалы мы будем формировать у юных читателей. Поэтому в начале третьего тысячелетия особенно важно библиографическое обеспечение круга наиболее актуальных проблем отечественного образования, духовно-нравственного, историко-культурного развития общества.

Растут общественные потребности в библиографической информации о документах и изданиях для детей и юношества, материалах по проблемам детства. В современной информационной и социокультурной ситуации происходит повышение значимости библиографии литературы для детей и юношества, видоизменяется характер библиографической деятельности. Библиографические средства и методы проникают во все основные процессы библиотечной деятельности. В связи с этим растут потребности в специалистах-библиографах детских и юношеских библиотек.

“Библиография литературы для детей и юношества” – одна из важных и уникальных библиографических дисциплин, обеспечивающая профессиональную подготовку кадров для детских, школьных и юношеских библиотек.

Курс библиографии литературы для детей и юношества является профилирующим для специализации “Библиотековедение и библиография литературы для детей и юношества” и нацелен на углубление профессиональной библиографической подготовки кадров для детских и юношеских библиотек, связь с достижениями отечественной и зарубежной библиографической науки и практики. Он тесно взаимодействует с другими библиографическими дисциплинами данной специализации.

Основная задача курса – подготовить студентов теоретически и методически к пониманию основных закономерностей развития библиографии литературы для детей и юношества, ее специфики, важнейших направлений библиографической деятельности в современных условиях глубоких социальных преобразований. Данный учебный курс призван дать необходимые знания по истории развития библиографии литературы для детей и юношества, раскрыть современное состояние библиографической информации с учетом выполняемых ею основных общественных функций, особенности организации, методики библиографической работы детских и юношеских библиотек.

Одновременно ставится задача научить студентов аналитически мыслить, профессионально подходить к оценке результатов библиографической деятельности, прогнозировать ее, творчески решать возникающие проблемы.

Важное место в курсе отводится профессионализму библиографа, рассматриваемого как важнейший информационный ресурс детской и юношеской библиотеки, от которого зависит ее общественный статус и результативность деятельности.

Работая над диссертационным исследованием “Профессионально-педагогическая адаптация студентов и выпускников вузов культуры в детских и юношеских библиотек”, мы проводили опросы сотрудников детских и юношеских библиотек. При ответе на вопрос: “Знание каких предметов, изучаемых в вузе культуры, Вам больше всего пригодилось в Вашей профессиональной деятельности в библиотеке?” – большинство отвечали, что это литература и библиография литературы для детей и юношества.

Эти ответы еще раз подчеркнули, что курс “Библиография литературы для детей и юношества” играет важнейшую роль в профессиональном становлении специалистов детских и юношеских библиотек.

Hosted by uCoz