Морева О.Н., Туева Л.М., Сбитнева Г.И., Перевозчикова К.В.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Активное развитие информационно-аналитической деятельности в российских государственных и коммерческих учреждениях приобрело характер одной из существенных тенденций последнего времени. Ее актуализация обусловлена рядом объективных факторов: с одной стороны, это демократизация социальной жизни, развитие рыночных отношений, легитимность, бурное развитие предпринимательской деятельности, а с другой, – связанное с ними повышение значимости интеллектуальной составляющей при принятии решений, а также увеличивающийся поток информации, необходимый для их принятия. Там, где существуют значительные информационные потоки, требующие обработки, где есть вложение средств, определение стратегии, принятие важных решений, требуется проведение глубоких исследований и составление многовариантных прогнозов, необходима хорошая аналитическая служба. Не случайно возникшие в 1990-е гг. различного рода информационные, аналитические, консалтинговые службы изучают состояние разнообразных рынков, сложившихся в России: товаров, услуг, сырья, недвижимости, ценных бумаг, валюты, страхования и т.п.

В этой связи возникает потребность в подготовке специалистов, владеющих информационно-аналитическими технологиями. Такую задачу могут взять на себя вузы, имеющие огромный опыт подготовки библиотекарей-библиографов высшей квалификации. Фундаментальная гуманитарная подготовка, которую предлагают факультеты нашего профиля, в сочетании с опытом обучения новейшим компьютерным технологиям могут стать надежной основой для подготовки информационных аналитиков широкого профиля.

По нашему мнению, нынешний выпускник библиотечно-информационных факультетов обладает знаниями и умениями по сбору, обработке, хранению, поиску информации, позволяющими ему работать в любых структурах, где имеют дело с документированной и недокументированной информацией. Показательно, что значительная часть выпускников при наличии соответствующего личностного потенциала успешно делает свою карьеру вне библиотечной сферы, в других учреждениях системы социальных и документальных коммуникаций. Если же будущего специалиста вооружить также и технологиями глубокой интеллектуальной переработки информации, его конкурентоспособность как профессионала в информационной сфере повысится.

Подготовку таких специалистов следует наполнить следующим содержанием. Созданию любого информационно-аналитического продукта предшествует сбор и анализ информационных ресурсов. Поэтому подготовка информационного аналитика должна начинаться со знакомства с методами информационного анализа (контент-анализом, информационной диагностикой и экспертизой, моделированием, информационно-аналитическим мониторингом и др.). Далее будущему информационному аналитику необходимо представление о типологии и номенклатуре информационно-аналитических продуктов и услуг, а также технологии их создания. Как профессионал, он обязан организовать информационно-аналитическое сопровождение различных секторов информационного рынка или отдельных видов деятельности: управления и науки, профессиональной деятельности и бизнеса, а также массового потребительского спроса. Особое и весьма заметное место в современной деловой жизни занимают рекламные и презентационные информационно-аналитические продукты и услуги. Каждая из этих сфер требует специфического комплекса аналитических материалов. Специалист в области информационно-аналитической деятельности должен уметь спроектировать необходимый ассортимент продуктов и услуг. Для распространения аналитических продуктов специалисту необходимо знание редакционно-издательских технологий применительно как к печатным изданиям, так и к их электронным версиям, в том числе мультимедийных и гипертекстовых документов.

Кроме того, будущий специалист должен познакомиться с современной мировой и российской информационно-аналитической инфраструктурой, тенденциями ее развития, организационно-правовым статусом, экономикой и управлением информационно-аналитической службой, ее материальными, информационными, кадровыми ресурсами, а также организацией информационного бизнеса. Зачастую информационно-аналитическая деятельность в коммерческих организациях сливается с офис-менеджментом, поэтому нам представляется необходимым дать соответствующие знания нашим выпускникам.

Переход к подготовке информационных аналитиков на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры означает расширение сферы применения их выпускников, но потенциал специалистов данного профиля вполне может быть использован и в библиотечных учреждениях, которые с их помощью смогут кардинально расширить информационный сервис и выйти на уровень современного информационного центра.

Hosted by uCoz