Моргенштерн И.Г.

УЧЕБНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ СРЕДНЕГО УРОВНЯ

Основная слабость высшего библиотечно-библиографического образования заключена в противопоставлении научного и практического знания, или, как принято говорить и писать, в отрыве теории от практики. Из четырех составляющих научной дисциплины (теории, истории, методики/технологии и организации/управления) в учебных планах и программах высшей библиотечной школы преимущественное развитие получил теоретический раздел, исторический сократился, методическое знание застыло, с трудом завоевывает признание технологический подход, организационное знание традиционно, возникло загадочное противостояние идей управления и менеджмента.

Одной из основных причин вышеназванного противостояния является неразвитость или отсутствие среднего уровня учебного профессионального знания.

Знание высшего уровня носит в основном методологический и теоретический характер. Его развитие является основным достижением библиотековедения и библиографоведения последних десятилетий. Разработка и освоение категорий “информация”, “знание”, “документ”, “деятельность”, “система” и подобных на порядок усилило логико-системную обоснованность учебного профессионального знания. Вместе с тем произошло удаление и даже отчуждение высшего уровня знания от реальной практики библиотечно-библиографической деятельности. Если образуется дисгармония уровней научного знания, высокую оценку достижений научной дисциплины в целом нельзя признать обоснованной.

Знание низшего уровня носит преимущественно описательный, эмпирический характер. В состав учебных программ и учебной литературы оно включается главным образом по причинам значимости фактов, традиционности их приведения, иллюстративности по отношению к знанию высшего уровня.

Сущность знания среднего уровня заключена в том, что оно, с одной стороны, зависимо и производно от знания высшего уровня, отвечает критериям верификации, системности, с другой, отражает в преобразованном ви-де знания низшего уровня, обобщает и систематизирует их, служит методом объяснения и оценки практической деятельности. Оно является не промежуточным, а переходным знанием, сосредоточено главным образом в методико-технологическом и организационно-управленческом разделах учебной дисциплины. Отсутствие знания среднего уровня приводит в учебном процессе к примитивизации знания высшего уровня, запоминанию правил и фактов без их объяснения.

Содержанием учебного знания среднего уровня служат главным образом связи элементов библиотечного дела и библиографической деятельности, правила и рекомендации по их осуществлению. В отличие от традиционных инструкций и методических рекомендаций они не сводятся к изложению содержания стандартов (например, по библиографическому описанию различных видов документов) и характеристике ситуаций применения, а обязательно содержат научные обоснования и объяснения установленных правил и норм, записанных решений, отвечают на вопросы “почему?”. В учебном процессе знание среднего уровня воплощается в умения, служит основой для разработки последних.

Значение знания среднего уровня состоит в том, что оно, с одной стороны, служит критерием отбора для преподавания теоретических концепций и моделей, с другой стороны, выступает методом объяснения и оценки элементов практической деятельности. Характеристики его должны содержаться в ГОСах высшего библиотечно-библиографического образования, программах специальных общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин. Оно способствует формированию профессионального мышления, выработке умения критически оценивать состояние практической деятельности, осуществлять проблемный анализ.

Hosted by uCoz