Лукьянова О.Н.

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУРСА
“ИЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА”

Библиографические дисциплины гуманитарного профиля (“Библиография искусства”, “Библиография художественной литературы и литературоведения”) базируются на глубоком знании объекта библиографической деятельности, который, в свою очередь, представляет собой многоуровневую систему.

Все элементы системы, включенные в понятие “Издания художественно-эстетического комплекса”, изучаются в соответствующем отраслевом курсе.

Сейчас мы наблюдаем некоторое смещение акцентов в разработке курса “Издания художественно-эстетического комплекса”. Если ранее наиболее серьезное внимание уделялось издательской деятельности, изучению типо-видовой специфики документального потока и массива накопленной информации в области художественной культуры, то сегодня на первый план выступают дизайн книги и реклама соответствующей продукции.

Известно, что в работе над книгой по искусству принимает участие автор и оформитель. Так, в двадцатые годы двадцатого века складывались устойчивые тандемы, исповедующие сходные эстетические взгляды (Элюар-Эрнст, Маяковский-Родченко, Маршак-Лебедев, Чуковский-Конашевич, Бианки-Чарушин). Такие союзы нередки и в наши дни.

Поэтому вербальные и визуальные компоненты документа в области художественной культуры должны рассматриваться в едином контексте, тем самым создавая возможность расширить представление об объекте отраслевой библиографической деятельности.

Исходя из новых представлений об изданиях художественно-эстетического комплекса, появилась потребность в более глубокой и серьезной разработке таких новых разделов курса, как “Дизайн книги”, “Реклама в контексте художественной культуры”.

Изучение в рамках единого курса бук-дизайна и рекламы вызвано тем, что их становление было обусловлено одними и теми же причинами. Их окончательное формирование произошло во второй половине 19 в., когда развитие техники и появление новых технологий сделали возможным выпуск массовой продукции. К этому времени возрос и уровень грамотности населения, особенно в Европе. В Великобритании выходит “Оаиу Май”, первая в Европе газета, получавшая основной доход от рекламы. В России появляются специализированные издания: “Коммерческий листок”, “Торговый бюллетень”, а затем и рекламные агентства. Активно развивается художественный рекламный плакат.

При помощи оригинальной конструкции, формы, цвета дизайн придает эстетическую окраску изданию. Сочетание эстетики и утилитарности стало одним из основополагающих принципов дизайна. В 1821 г. в первом в России труде по технической эстетике К. Подчашинский попытался соотнести понятия “прекрасное и полезное”. Именно приоритет утилитарности принципиально отличает дизайн от оформления и декоративно-прикладного искусства и роднит его с рекламой.

В то же время бук-дизайн достаточно приближен к книжной графике, что позволяет включить в курс “Издания художественно-эстетического комплекса” еще один новый раздел“Функциональные особенности развития дизайна и рекламы книги в России. Выделение в особый раздел информации по истории и современному состоянию российского бук-дизайна связано с тем, что сильная сторона отечественного дизайна – эстетика, что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления дизайна в России и спецификой развития государства в 20 в. Так, русский дизайн вышел из беспредметного искусства, в основном через творчество конструктивистов. На первом этапе своего развития дизайн формировался на стыке производства и агитационно-массового искусства.

На втором этапе происходит становление школы профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров.

На третьем этапе стал применяться принцип стандартизации, на основании которого дизайн был расчленен на узкоприкладные направления. На нем кончилась целая эпоха единой эстетической концептуальности, которая не зависела от специфики объекта.

Начало четвертого этапа характеризовалось безусловным интересом к наследию двадцатых годов. Расширилось поле деятельности для рекламы. Сформировалась система специализированных рекламных изданий. Во многом этот процесс происходил под влиянием западноевропейской школы графического дизайна. Однако уже в середине четвертого этапа (70-е гг.) появилась критическая реакция на авангард первой (1910-1920) и второй волны (1950-1960). На первый план выдвигается ценность обыденного.

В начале 90-х гг. появление частных фирм, коммерциализация прессы возродили российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации. С этого момента отечественный дизайн и реклама книги вышли на новые рубежи своего развития.

Исходя из современных реалий в курс “Издания художественно-эстетического комплекса” логично включить еще один новый раздел “Типы и виды рекламы книжной продукции”, который определенным образом подводит студентов к изучению библиографических курсов в области художественной культуры.

Среди традиционных и нетрадиционных форм отраслевой библиографической информации мы выделяем и различные типы коммерческой и некоммерческой рекламы, суть которой заключается в своевременном информировании потребителей об изданиях в области искусства, искусствоведения, художественной литературы и литературоведения.

Обновленный курс “Издания художественно-эстетического комплекса” предполагает более глубокое знание студентами таких родственных дисциплин, как “История искусства” и“Документоведение”. В перспективе возможно осуществлять сотрудничество с преподавателями данных курсов в проведении открытых лекций и семинаров, а также курсов по выбору.

Hosted by uCoz