Лиховид Т.Ф.

ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
“ОБЩАЯ ИНОСТРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ”

Задача восстановления и модернизации курса “Общая иностранная библиография” в МГУКИ вызвала острую дискуссию. Это говорит о своевременности и актуальности разработки вопросов содержания данного курса и его места в ряду библиографических дисциплин, читаемых в вузах культуры.

Общепризнанной практикой преподавания этих дисциплин является формирование их комплекса, включающего “Историю библиографии”, “Теорию библиографии”, “Организацию и методику библиографической работы библиотек”, отраслевые библиографические курсы и, как правило, “Общую иностранную библиогафию”, “Краеведческую библиографию.” Желательно расширить этот круг за счет направлений, отражающих современные информационные процессы (например, “Библиографические ресурсы Интернет”).

Отличие курса “Общая иностранная библиография” от большинства перечисленных заключается в том, что он должен раскрыть не одну какую-либо сторону зарубежной библиографической теории или практики, а в целом вопросы истории формирования библиографической деятельности в человеческом обществе; охарактеризовать на-копленные мировые библиографические ресурсы в их современном состоянии, использование информационных технологий, международное сотрудничество; показать развитие теоретических представлений, самоосознания данной сферы деятельности.

Такой конгломерат заставляет выбирать для преподавания лишь наиболее значимые темы и дает широкие возможности выделения и развития курсов с более узкой направленностью (например, “Международное библиографическое сотрудничество”).

Среди проблем, которые необходимо раскрыть в курсе “Общая иностранная библиография”, наименее разработанными являются проблемы зарубежного библиографоведения. Да и сам этот термин используется только у нас в стране. Тем не менее самоосознание библиографии как специфического вида человеческой деятельности зародилось в европейских странах на достаточно ранних этапах исторического развития. Ознакомление студентов с этим направлением библиографической деятельности необходимо.

Становление теоретической мысли в области библиографии основывалось на значительных изменениях, происшедших в сфере социальных коммуникаций в результате изобретения книгопечатания. Накопление массива печатных документов, формирование библиографических потребностей объективно повысили требования к библиографии, ускорили процесс ее развития, поставили в положение уникальной обобщающей отрасли. “Всеобщая библиотека” К. Геснера, “Рассуждения” Нэ де ля Рошеля – первые практический и теоретический результаты обозначенных процессов.

С большим интересом студенты воспринимают материал, касающийся развития библиографии и анализа ее роли в обществе в период Великой Французской революции 1789-1794 гг. Разработка первой в европейской истории национальной инструкции по книгоописанию, попытки создания сводного каталога книг, новой классификации знаний, системы публичных библиотек, доклады Г. Грегуара в Конвенте о роли библиографии в стране – ярчайшие события в истории библиографии, давшие импульс теоретической деятельности в России, Польше, Германии, Англии.

Формирование теоретических библиографических идей в ХIХ в. отмечено творчеством Ф.А. Эберта. Его мысль о том, что библиография есть наиболее надежный измеритель уровня письменной культуры страны, выделение таких видов библиографии как “чистая” и “прикладная” укоренились в сознании библиографов и нашли свое отражение в библиографоведении ХХ в. Данный материал дает возможность развить элементы сравнительного библиографоведения. Так, виды библиографии, выделенные О.П. Коршуновым, по своей сути кажутся прямым развитием идей Эберта.

В преподавании зарубежного библиографоведения ХХ в. можно выделить три момента: работы Г. Шнейдера, деятельность Международного библиографического института под руководством П. Отле и А.Лафонтена и формирование англо-американского библиографоведения.

Наиболее выигрышным с педагогической точки зрения является материал о Международном библиографическом институте. Вокруг него можно аккумулировать проблемы библиографического учета документов, развития национальной библиографии и международного библиографического сотрудничества.

Ведущей школой англо-американского библиографоведения к середине ХХ в. стала дескриптивная. Ее теоретики (У. Грегг, Ф. Боуэрс) занимались системным анализом библиотечно-библиографической деятельности, разрабатывали ее определение, рассматривали библиографическую деятельность как часть системы социальных коммуникаций. Основными чертами современного зарубежного библиографоведения можно считать изучение информационных потребностей общества, включение библиографических проблем в общие проблемы информационного обеспечения и социальных коммуникаций, акцент на современные технологические аспекты библиографической деятельности.

Таким образом, даже столь беглый обзор показывает, что “Общая иностранная библиография” и ее теоретический раздел выстраиваются в достаточно логичный и содержательно наполненный курс.

Hosted by uCoz