Акулич Ю.В.

К ВОПРОСУ ОБ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

На современном этапе в мировом образовательном пространстве доминирующим становится гуманизация высшего образования, целью которой является приоритетное положение личности в учебном процессе, максимальный учет ее природных задатков, склонностей психологических особенностей студентов. В документе “Юнеско и воспитание в духе мира” записано: “Доминирующей целью образования является развитие таланта и формирование творческих способностей личности”.

Важным направлением гуманизации высшего образования является его индивидуализация. Именно она позволяет повысить эффективность обучения, учитывать разнообразные индивидуальные параметры личности, расширяет возможности участия не только в процессе учебы, но и в его контроле, позволяет сделать процесс обучения более гибким.

В проекте Концепции развития высшего образования в Республике Беларусь указывается на необходимость расширения возможностей высшей школы в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества, способствующих дифференциации и индивидуализации обучения.

Благодаря индивидуализации обучения активизируются способности и склонности личности, обогащается ее творческий потенциал. Реализация внутренней потребности в творчестве способствует его интеллектуальному росту.

Навязываемые же знания, по мнению психологов, вызывают нежелание обучаться, усваивать, запоминать. Таким образом, задача высшего образования создать условия для максимальной самореализации личности.

Именно поэтому в основных направлениях развития ИФЛА для профессиональных программ библиотечно-информационного образования – 2000 записано: “Студентам, для создания успешного учебного плана, особенно фундаментальной его части должен быть представлен выбор предметов как фундаментальных, так и по дисциплинам специализаций. Студенты должны иметь возможность изучать несколько специализаций”

Нами было проведено исследование, посвященное проблемам высшего библиотечно-библиографического образования на V курсе факультета библиотечно-информационных систем Белорусского государственного университета культуры, в котором приняли участие 97% обучаемых.

Одним из аспектов было определение уровня свободы выбора учебных дисциплин студентами факультета. Нами была выдвинута гипотеза, что студентам нашего факультета предоставляется недостаточно свободы выбора.

По мнению большинства студентов (87%), курсы по выбору должны занимать от 25 до 50% от общего объема учебных дисциплин. В настоящий момент они занимают 4 %.

88% студентов убеждены, что должны иметь право выбирать дисциплины специализаций и 67% были бы рады учиться на 2 и более специализациях. Организовать это для большинства студентов сейчас достаточно сложно.

Наиболее важными для индивидуального развития студенты считают: иностранный язык; литературу; психологию; информатику; библиотековедение. Эти же дисциплины они хотели бы изучать в большем объеме.

Вместе с тем студенты хорошо понимают значение фундаментальных знаний. По мнению большинства студентов, число обязательных дисциплин должно быть не менее 50%-75%.

Судя по публикациям в профессиональной печати примерно такое же положение во всех вузах СНГ, готовящих библиотечные кадры.

Выполнение пожеланий студентов позволило бы, чтобы каждый обучаемый был не пассивным получателем знаний, а активным участником учебного процесса как в его планировании, организации, систематической корректировке так и в оценке содержания.

Вместе с тем активное участие в учебном процессе облегчит процесс усвоения материала. Студенты четче будут формулировать свои интеллектуальные потребности, цели обучения и представлять пути их наиболее успешного выполнения. В результате у студентов развиваются навыки нетрадиционного творческого мышления, усиливается чувство ответственности за результаты обучения.

Hosted by uCoz