Криворотенко С.Н.

ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ
БИБЛИОТЕЧНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Формирование краеведческого фонда – давняя традиция библиотек. Краеведческий фонд библиотек является документной базой всестороннего изучения своеобразия экономического, социального и культурного развития районов, краев, областей и предназначен для общественного пользования.

В современном отечественном библиотековедении до сих пор нет единого общепринятого обобщающего понятия для обозначения документов, связанных с краем. Терминологическая несогласованность в известной мере вносит путаницу, мешает точному восприятию смысла рассматриваемого понятия. Всякое неточное сущностное определение “краеведческого документа” неизбежно влечет за собой нарушение логической согласованности всех построенных на ней процессов формирования краеведческого фонда, оказывает решающее значение на содержание краеведческой деятельности библиотек. Исходя из неоднозначной трактовки термина “краеведческий документ”, нечетко определено и понятие “краеведческий документ”.

Отсутствие теоретического обоснования критериев отбора документов в краеведческий фонд, организации снабжения библиотек такого рода документами, размещения и хранения краеведческого фонда создает значительные трудности в процессе его формирования, сдерживает совершенствование тематико-типологической структуры, снижают качество обслуживают абонентов. Отсутствие должного внимания к изучению теоретических и методических проблем формирования краеведческого фонда с целью улучшения их качества в равной мере характерно для всех библиотек. Еще не найдены достаточно надежные пути координации комплектования краеведческих фондов библиотек различных систем и ведомств.

В библиотечной статистике не отражаются сведения о наличии и объеме краеведческого фонда, о выдаче краеведческих документов и т.д. Неэффективно налажена информация, как о существующих краеведческих документах, так и о предполагаемых к выпуску. В результате комплектование краеведческих фондов библиотек носит бессистемный, неплановый характер.

Эффективное решение задач формирования краеведческого фонда зависит от квалификации специалистов, их умения поставить краеведческую работу библиотек на службу социально-экономическому и культурному развитию региона, консолидировать население на общечеловеческой гуманистической основе, влиять на формирование культуры межнациональных отношений. В настоящее время студенты вузов получают лишь отдельные знания в области краеведческого библиографоведения. На наш взгляд, следует претворить в жизнь не-однократно выдвигавшиеся в специальной литературе предложения о преподавании в высших учебных заведениях библиотечного краеведения, призванного восполнить пробел в комплексном изучении проблем формирования краеведческого фонда библиотек разных систем и ведомств. Знание теории, методики и практики формирования краеведческого фонда библиотек является важнейшей задачей подготовки специалиста-краеведа.

Hosted by uCoz