Костюкова М.В.

ТЕМА “БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИОЛОГИЯ”
В КУРСЕ “БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ”
<>

Тема “Библиотечная профессиология” – одна из новейших и наиболее значимых в подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы.

В нашем варианте она представляет собой своеобразный курс, который является комплексным и включает в себя такие дисциплины, как непосредственно “Библиотечная профессиология”, “Библиотечная профессионализация”, “Профессиональная культура библиотекаря”.

Первая дисциплина дает представление о науке и курсе “Библиотечная профессиология”, об истории библиотечной профессии, о роли и месте этой профессии в обществе, о социально-психологических особенностях библиотечной профессии, о знаниях, умениях, навыках, личностных качествах, которые требуются для выполнения этой профессии, об ориентации на профессию.

Дисциплина “Библиотечная профессионализация” раскрывает пути формирования библиотечного специалиста посредством специального образования, профессиональной печати, объединений, конференций, стажировок и других мероприятий, также показывает значимость формирования профессионального сознания, определенного отношения к выбранной профессии, возможности достижения в профессии мастерства, высокого профессионализма, творчества.

Раздел “Профессиональная культура библиотекаря” включает в себя такие темы, как “Библиотечная этика и этикет”, “Речевая культура библиотекаря” (библиотечная риторика), “Информационная культура библиотекаря”, “Психолого-педагогическая культура библиотекаря”; “Экологическая культура библиотекаря”.

Профессиональная этика библиотекаря – новый для библиотечной науки вопрос, его осмысление не имеет еще установившихся традиций, развитой научно-теоретической базы. Поэтому главная цель данной части курса сформировать знания о современной теории профессиональной этики, природе этических отношений.

Значительное место также отводится нормативному аспекту профессиональной этики библиотекаря, включающему практические рекомендации и освещение нравственных норм.

В данной части курса рассматриваются и малоизученные в отечественном библиотековедении нормы библиотечной этики: свободный доступ к информации, недопустимость цензуры в библиотеке, тайна чтения (конфиденциальность), приоритетность обслуживания, этика руководителя библиотеки и др.

Нами разработана программа курса “Библиотечная профессиология” для подготовки студентов очной и очно-заочной формы обучения библиотечно-информационного факультета.

Тематический план курса содержит следующие темы: “Библиотечная профессия, отечественная и зарубежная: история и современность”, “Профессиональное сознание библиотекарей”, “Библиотечная профессиография”, “Библиотечный персонал и библиотечное образование”, “Профориентация в библиотечной сфере”, “Профессиональная этика библиотекаря”, “Профессиональные коммуникации. Грандрайзинг. Социальное проектирование”.

На дневном отделении библиотечно-информационного факультета предмет “Библиотечная профессиология” введен в учебный процесс в рамках базового курса “Библиотечное обслуживание”. Курс рассчитан на 72 часа. На вечернем отделении данная дисциплина читается в рамках ряда практикумов, таких как “Практикум по организации библиотечного обслуживания специалистов гуманитарного профиля” и “Практикум по организации библиотечной среды в научно-технических библиотеках”, рассчитана на 36 часов в каждой группе соответствующего профиля.

Занятия по данному курсу проводятся в течение последних двух лет преподавателями кафедры библиотековедения, которые в разные периоды времени углубленно занимались разработкой определенных проблем библиотечно-библиографического и информационного образования. Курс состоит из отдельных тем-блоков, читаемых различными преподавателями, и завершается зачетом.

Цель курса – формирование у студентов профессионального сознания, глубокого понимания сущности, значимости, норм, особенностей библиотечной профессии.

Данный предмет необходим нашим студентам, имеет хорошие перспективы развития. “Библиотечная профессиология” не только предполагает теоретическую и практическую подготовку, но и стремится привить любовь к профессии библиотекаря, научить уважительному и серьезному к ней отношению. Он может представлять интерес для аспирантов, преподавателей профильных и смежных дисциплин.

Hosted by uCoz