Клюев В.К.

МЕНЕДЖЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА В РАМКАХ ПРОЕКТИРУЕМОЙ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ “УПРАВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНО-
ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ”

Обучение современных высококвалифицированных библиотечных кадров невозможно без учета новой со-циально-культурной парадигмы развития отрасли, адекватной реакции вузовских профессиональных образовательных программ на тенденции эволюции и текущие потребности отечественной библиотечной практики. В данном контексте объективно актуально создание на основе существующей более пятнадцати лет управленческой специализации студентов библиотечных факультетов вузов самостоятельной многоаспектной специальности “Управление библиотечно-информационной деятельностью” с соответствующим блоком проблемно ориентированных учебных дисциплин.

Педагогами кафедры библиотековедения МГУКИ (профессорами И.М. Сусловой, В.К. Клюевым и А.И. Пашиным) разработана системная концепция базовой управленческой подготовки студентов будущей специальности, включающей цикл инновационных курсов. С учетом избранной менеджерской специальности (например: менеджер по обслуживанию, менеджер по связям с общественностью, менеджер по комплектованию библиотечного фонда, менеджер по привлечению внебюджетных ресурсов, управлению персоналом и т.д.) предусмотрены специальные профилируемые курсы (дисциплины специализации).

Обозначим ключевые звенья общеспециальной библиотековедческой менеджерской подготовки студентов инициируемой управленческой специальности в рамках библиотечно-информационных факультетов.

Фундаментальная часть профильной управленческой подготовки будет успешно реализована при помощи последовательного освоения комплекса пяти учебных дисциплин, имеющих апробированную учебно-методическую документацию и адаптированные дидактические разработки. Так, курс “Библиотечное право” (III-IV семестры, 70 часов) обеспечивает изучение юридический норм, регулирующих правоотношения в процессе библиотечной деятельности. Курс “Библиотечный менеджмент” (IV-VI семестры, 86 часов) позволяет освоить теорию и познакомиться с практикой управления работой библиотеки в контексте достижений мирового менеджмента. Курс “Библиотечный маркетинг” (VI-VII семестры, 86 часов) обучает теоретическим основам и прикладным приемам профильного маркетинга, применению маркетингового инструментария с учетом специфики библиотеки. Курс “Сравнительное библиотековедение” (VIII семестр, 40 часов) рассматривает методологию и методику библиотековедческих научных исследований, с помощью концептуального подхода развивает профессиональное аналитическое мышление. Курс “Управление библиотечным делом” (VIII-IX семестры, 70 часов) дает возможность изучить управление библиотечной сферой как отраслью деятельности, проанализировать развитие и современные приоритеты государственной библиотечной политики.

В качестве общеспециальных дисциплин также выделено пять учебных предметов. Курс “Управленческий учет в библиотеке” (VI семестр, 34 часа)нацелен на освоение приемов и методов учебной и статистической работы в границах информационной системы библиотеки. В курсе “Экономика библиотечной деятельности” (VII-VIII семестры, 80 часов) излагаются микроэкономические аспекты и раскрываются каналы ресурсного обеспечения деятельности библиотеки. Курс “Стратегическое управление библиотекой” (VIII семестр, 34 часа) ориентирован на изучение теории и практики стратегического планирования, проектирования и контроля библиотечной деятельности. Курс “Управление персоналом библиотеки” (VIII-IX семестры, 70 часов) призван обеспечить освоение методологии, стратегии и технологии кадрового менеджмента в библиотеке, психологических основ работы с библиотечным коллективом и специфики оценки результатов его деятельности. И, наконец, курс “Инновационно-методическая работа библиотек” (IX семестр, 34 часа) нацелен на изучение методологии и организации управления инновационными процессами в библиотеке, освоение современных форм профессиональной методической деятельности.

В ближайшее время предметно-методическая комиссия организационно-управленческих дисциплин кафедры библиотековедения МГУКИ завершит разработку проектов дисциплинарной структуры государственного образовательного стандарта по специальности “Управление библиотечно-информационной деятельностью” и соответствующего модельного учебного плана, в которых после необходимых уточнений и корректировок найдут воплощение вышеизложенные подходы к системе специальной библиотековедческой менеджерской подготовки.

Hosted by uCoz