Клепикова М.М.

НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глубокие и всесторонние перемены в нашей стране обусловили новую образовательную парадигму, неизбежно вступающую и в сферу высшего библиотечного образования, обеспечивающего подготовку специалистов, способных к дальнейшему совершенствованию профессиональных знаний и профессиональной мобильности с учетом требований рынка труда, приоритетов развития экономики и социальной сферы государства.

Информатизация общества, вхождение в мировое “информационное пространство”, развитие глобальных компьютерных сетей приводит к неизбежности разработки новой концепции в подготовке библиотечных кадров для национальной системы информационно-библиотечных центров, в состав которой входит свыше 115000 библиотек различных типов. Более 60 % из них составляют научные, технические, сельскохозяйственные, медицинские, детские, школьные, университетские и др.

Наиболее адаптированы к восприятию новых направлений информационно-библиотечной деятельности студенты, обучающиеся без отрыва от производства, поскольку многие из них являются непосредственными уча-стниками процесса внедрения новых информационных технологий, разработки и внедрения электронных баз данных, новых межбиблиотечных и международных информационных проектов, создания новых структурных подразделений, продиктованных реалиями времени.

Особое место в системе высшего библиотечно-информационного образования занимает фундаментальная подготовка по циклам общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих содержательную основу подготовки специалиста. Вместе с тем студенту представляется возможность реализовать в процессе обучения свою отраслевую или функциональную ориентацию, применительно к конкретной профессиональной деятельности.

В рамках специальности “Библиотековедение и библиография” для студентов, обучающихся без отрыва от производства, на факультете библиотековедения, библиографии и информатики МГУКИ введены такие специализации как “Информационное обеспечение гуманитарных наук”, “ Информационное обеспечение естествознания и техники”, “Организация патентной информации”. Студенты-работники детских библиотек обучаются по специализации “Библиотечная работа с детьми и юношеством”. Для подготовки высококвалифицированных специалистов-менеджеров библиотечного дела открыта специализация “Управление в библиотечном деле”.

Открыты новые специализации – “Управление в сфере библиотечной и внешкольной работы” и “Социология и психология детского чтения” в связи со спецификой организации и управления, а также особой актуальностью воспитательной работы с детьми и юношеством в современных условиях. Специализация “Книжно-информационная деятельность” продиктована потребностью в специалистах книжно-информационной сферы.

Автоматизация библиотечных процессов, развитие современных информационных технологий обусловили включение в учебный процесс подготовки специалистов специализации “Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах”.

Информационная ситуация на современном этапе отличается повышенной потребностью в правовой информации. Реализация проекта создания сети публичных центров правовой информации при поддержке Министерства культуры РФ, ФАПСИ и Российского фонда правовых реформ в структуре государственных публичных и региональных областных универсальных библиотек определила открытие новой специализации “Информационное обеспечение в области права” на факультете.

Однако высшее образование должно не только адаптироваться к существующей социально-экономической ситуации, но и в определенной мере предвидеть новые пути при формировании и развитии современной концепции подготовки библиотечных кадров: специалистов, способных работать в изменяющихся условиях глобальной информатизации и быть востребованными в условиях рыночных отношений.

В рамках специальности “Библиотековедение и библиография” все сложнее осуществлять подготовку специалистов нового поколения, ориентированных на будущее. Дальнейшее развитие информатизации, внедрение современных информационных технологий, совершенствование традиционных функций информационно-библиотечной сферы требуют дальнейшего поиска новых форм и методов подготовки современных специалистов. Назрела необходимость расширить специальность и перенести основной акцент со специализации на специальности и квалификации.

Вновь разрабатываемая концепция подготовки специалистов предполагает обозначить специальность в расширительном формате “Библиотечно-информационная деятельность” и позволяющая увеличить число квалификаций. Для современной системы библиотек новая образовательная концепция предусматривает пока несколько квалификаций: “Библиотекарь-библиограф”, “Референт-аналитик библиотечно-информационных ресурсов”, “Технолог автоматизированных библиотечно-информационных систем “, “Менеджер”.

Дальнейшая стратегия подготовки специалистов без отрыва от производства должна быть ориентирована не только на устоявшиеся, традиционные функции библиотек различных типов, но и на появление в их структуре новых отделов, должностей, технологий. Поэтому важная роль сохраняется за специализацией, которую может получить в процессе обучения будущий специалист той или иной квалификации. Специализация может носить отраслевой, функциональный или иной характер, Например, для получающих высшее образование по специальности “Библиотечно-информационная деятельность” в рамках квалификаций “Референт-аналитик библиотечно-информационных ресурсов”, “Библиотекарь-библиограф” возможны специализации: “Информационное обеспечение гуманитарных наук”, “Информационное обеспечение естественных и технических наук”, “Информационное обеспечение сферы детских и юношеских учреждений” и т.п. Актуализация современных проблем информационно-библиотечной сферы может быть важным фактором изменения содержания специализаций.

Таким образом, вновь разрабатываемая концепция высшего библиотечного образования, предусматривающая в пределах специальности не одну, а несколько квалификаций с возможностью выбора специализации, явится следующим шагом в повышении качества подготовки специалистов для современной библиотечно-информационной сферы.

Hosted by uCoz