Зупарова Л.Б.

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-УНИВЕРСАЛА

Проблемы подготовки специалистов в области аналитико-синтетической обработки документа постоянно обсуждаются на страницах профессиональной печати. Критические замечания в адрес библиотечных факультетов вузов культуры, требования повысить качество подготовки специалистов-обработчиков совпали с активным освоением библиотеками компьютерной техники. Данный процесс опережал ситуацию в высшей школе. Это объяснялось не только отсутствием необходимой техники, но и сложностями с выбором программ и форматов, необходимых для освоения в учебном процессе. Ведь в библиотеках Москвы отсутствует единообразие в данном вопросе.

До середины 1990-х гг. уровень подготовки определялся не только качеством преподавания, но во многом значением практического опыта, который получали студенты во время производственной практики в отделах комплектования и обработки. Для привлечения практиканта к процессам обработки необходим был лишний стул, а не свободное автоматизированное рабочее место, как это требуется сегодня.

Библиотеки ждали специалиста, знающего отечественные и зарубежные форматы, ББК, УДК, правила составления предметных рубрик, ключевых слов, современные правила описания всех возможных видов документов, свободно владеющего компьютером и ориентирующегося в основных отраслях знания. Понадобился специалист-универсал, в одном лице составляющий описание и заголовок, индексирующий, аннотирующий и реферирующий в машиночитаемом формате. Стало очевидно, что необходимо готовить специалиста нового поколения, владеющего не одним каким-либо процессом обработки, а способного реализовать принцип одноразовой и многоаспектной обработки документа в автоматизированном режиме с многократным использованием его результатов.

Анализ требований привёл к необходимости пересмотра курса “Библиотечные каталоги”. Было решено кроме традиционных каталоговедческих тем оставить в нём вопросы организации и использования каталогов. Темы, связанные с освоением различных видов обработки в автоматизированном режиме объединили в новый, самостоятельный курс, который назвали “Аналитико-синтетическая обработка документа”.

Термин “аналитико-синтетическая обработка” незаметно вошёл в жизнь библиотек вместе с автоматизацией библиотечно-библиографических процессов. Он не заменил, а несколько расширил термин “научная обработка”, обогатив его новыми качествами и функциями. Под аналитико-синтетической обработкой документов мы понимаем совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых процессов формирования элементов библиографической записи в автоматизированном режиме посредством анализа и синтеза. При анализе документа выявляются его основные библиографические сведения, индексационные, аннотативные, реферативные и другие необходимые признаки, которые синтезируются в библиографическом описании, классификационном индексе, предметной рубрике, ключевом слове, аннотации, реферате, заголовке и т.п. В результате обработки документ обеспечивается новыми качествами, способствующими его идентификации, поиску, распространению. Первичный документ становится системообразующим элементом библиотечного фонда, а библиографическая запись – системообразующим элементом каталогов, картотек, библиографических пособий, баз данных и так далее.

Курс “Аналитико-синтетическая обработка документа” призван дать общие представления о формировании основных элементов библиографической записи. Использование этих записей в конкретных информационно-поисковых массивах – задача курсов “Библиотечные каталоги”, “Библиография”, “Библиотечные фонды” и других.

Одна из проблем новой учебной дисциплины связана с тем, что обучаясь работе в формате МАРК, знакомясь с правилами ввода элементов библиографической записи, студент не осознаёт до конца всех тонкостей процесса обработки, связанных с конкретным информационно-поисковым массивом в конкретной библиотеке. Студент представляет, что такое библиографическое описание, каталожный индекс или полочный шифр. Он понимает, что с помощью данного формата можно создать электронный и карточный каталог, составить библиографический список или указатель, заполнить инвентарную книгу или формуляр. Но он никогда не узнает, какими должны быть элементы библиографической записи для Российской государственной библиотеки, ГПНТБ, массовой библиотеки и т.д. В этом могут помочь студентам только библиотекари в период производственной практики. Но библиотеки чаще всего не подключаются к процессу подготовки нового специалиста, объясняя это отсутствием лишнего компьютера.

Из уст библиотечных специалистов неоднократно звучало пожелание готовить “штучный товар”, т.е. готового обработчика-универсала для конкретной библиотеки. Библиотечные факультеты готовы удовлетворить такие потребности. Но подготовка библиотекарей по индивидуальному плану может стать для самих библиотек очень дорогим удовольствием, которое они не в состоянии будут оплатить. Выход видится в возрождении качественной студенческой производственной практики, в результате которой библиотеки разделят с вузами ответственность за подготовку специалистов будущего.

Hosted by uCoz