Зубов И.В.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИКЛА ГУМАНИТАРНЫХ
ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

Эстетика – наука о художественном освоении мира человеком, об эмоционально-образной рецепции, о закономерностях прекрасного и преобразовании действительности в искусстве. В различные исторические эпохи объект эстетики либо расширялся до границ предметной области, либо сужался до небольшого её фрагмента. Сегодняшний день делает необходимым выявление новых аспектов данных категорий в системе подготовки студентов гуманитарных вузов – библиотекарей.

Наиболее адекватный способ вовлечения библиотекарей в предмет и содержание гуманитарного знания – введение в цикл дисциплин принципа эстетического освоения бытия в художественном слове. В данном случае библиотекарь, с одной стороны, выступает как реципиент (читатель, слушатель), а с другой – активный созидательный участник творческого процесса.

Следует подчеркнуть, что эстетическое начало в комплексе рассматриваемых наук должно исследоваться системно, т.е. развертываться как логически последовательная субординация и координация эстетических понятий, проблем, теорий. Важно отметить, что подобная системность позволяет выявлять междисциплинарные компоненты гуманитарных образовательных предметов. Представляется, что в процессе образования библиотекарей такими компонентами выступают теоретико-информативные и социокоммуникативные проблемы гуманитарных дисциплин. Таким образом, вырабатывается единое научное направление в образовательной сфере.

Потребность в построении генерирующей системы обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, общей закономерностью развития современных наук в сторону расширения границ предметного поля в традиционном гуманитарном образовании через категории эстетики; во-вторых, общей тенденцией к систематизации научного знания, выступающего содержанием комплекса гуманитарных предметов.

Речь идет о репрезентации эстетики как коммуникативного универсума гуманитарного образования, а не отдельной дисциплины или теории.

Внедренная в цикл гуманитарных дисциплин в системе обучения библиотекарей конструкция “произведение-восприятие” как оценка продукта объективации может рассматриваться как эстетическая модель, генерирующая элементы, структуру, генезис, логику развертывания будущей профессиональной деятельности библиотекаря. Это относится, в первую очередь, к процессам аналитико-синтетической переработки документов (аннотирование, реферирование, составление обзоров), организации книжных выставок, проведению тематических вечеров. Очевидно, важным методологическим принципом преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин в указанном аспекте должен стать обязательный учет креативного потенциала эстетики как на уровне содержательного наполнения тем, так и при разработке тренинговых заданий.

Положительным качеством подобной модели является вариативность как функциональный элемент, основанный на эстетической составляющей, открывающей широкие перспективы для профессиональной подготовки студентов-библиотекарей нового тысячелетия.

Hosted by uCoz