Ажеева Р.Б.

ЭТНО-РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИКА

Процессы обновления российского общества сопровождаются ростом национального самосознания, стремлением народов к возрождению своей культуры, языка. В последнее десятилетие возросла роль библиотек в возрождении и развитии утраченного культурного наследия, в том числе фольклора, народных традиций, обычаев, обрядов. По-новому осмысливается краеведческая деятельность библиотек, которая стала одним из ее приоритетных направлений. Сложившиеся реалии в библиотечной практике привели к осознанию необходимости подготовки библиотекарей-краеведов в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, где с 1992 г. ведется обучение по специализации “Формирование и использование национально-краеведческих информационных ресурсов”.

Формирование учебного плана по специализации основывается на следующих исходных принципах: а) существенной составной частью образования становится регионально-национальный компонент, учитывающий особенности, своеобразие национальных образований и регионов; б) определяющим фактором при подборе дисциплин учебного плана стали природные, исторические, экономические, экологические, культурные, этнографические характеристики региона и национальных образований; в) блок профессиональных дисциплин существенно дополнен предметами, освещающими специфику книжного дела региона.

О национально-региональных компонентах свидетельствует перечень дисциплин учебного плана: “Краеведение”, “Этнология народов Сибири”, “Ономастика”, “Литература Сибири и Бурятии”, “Фольклор народов Сибири”, “История Бурятии”, “Культура и искусство Бурятии” и т .д.

Библиотечная практика заставляет вносить коррективы в учебные планы. В последние годы в библиотеках организовываются краеведческие мини-музеи. Поэтому ввели изучение таких дисциплин как “Музееведение”, “Архивоведение”.

Национально-региональный компонент находит отражение в тематике курсовых и дипломных работ студентов.

Кафедра библиографии разрабатывает комплексную научную тему “Книжная культура Бурятии”. В 2000 г. проведена кафедрой вторая региональная научно-практическая конференция “Книжная культура Бурятии” при финансовой поддержке института “Открытое общество”.

Выполнение дипломных работ, анализирующих опыт краеведческой деятельности библиотек, помогает решать актуальные и практические задачи. Дипломники знакомят библиотеки с результатами своих исследований.

Для усиления профессиональной практической подготовки студентов специализации осуществляется систематическое посещение массовых мероприятий краеведческой тематики в Национальной библиотеке Республики Бурятия и Центральной городской библиотеки им. И. Калашникова. Студенты на конкретных материалах осваивают методику краеведческого библиотековедения.

Совершенствование, обогащение содержания подготовки специалистов на библиотечных факультетах зависит от сотрудничества с крупными библиотеками региона. Одной из проверенных и эффективных форм взаимного профессионального совершенствования является совместное проведение научно-практических конференций по актуальным проблемам библиотечно-библиографической деятельности. Так, совместно с Национальной библиотекой Республики Бурятия и кафедрой библиографии ВСГАКИ проведены две конференции “Возрождение библиотечного краеведения” (1998 г.) и “Книжная культура Сибири и Дальнего Востока”. Это яркий пример интеграции и производства.

Предпринимаются шаги по проведению совместных научных и прикладных исследований, в частности по теме “Книжная культура Бурятии”.

Для более успешного взаимодействия библиотек и вузов нужно вернуться к организации учебно-научно-библиотечных комплексов, созданию и функционированию филиалов кафедр в библиотеках, попытки их организации предпринимались в конце 90-х гг. Это придало бы существующим взаимоотношениям устойчивый, систематический и более организованный характер. Задачи комплексов видятся в следующем: усиление практической подготовки студентов за счет перенесения части занятий в библиотеку, выполнение курсовых и дипломных работ, по заявкам библиотек, повышение значения вузовской науки за счет интеграции науки и производства, совместное выполнение НИР; повышение квалификации преподавателей вуза и библиотечных работников.

Hosted by uCoz