Зайцева Т.А.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ОБЛАСТИ АСОД

В разные годы объем и содержание подготовки специалистов по аналитико-синтетической обработке документов (АСОД) менялись, но неизменной оставалась важная роль этих теоретических и практических знаний и умений в общей системе библиотечного образования. Эффективность и качество преподавания специальных дисциплин всегда является актуальной задачей на любом этапе развития высшего библиотечного образования.

Важнейшей проблемой совершенствования подготовки специалистов по АСОД является учебно-методическое обеспечение основного и специального курсов. Необходим единый комплекс учебно-методической документации, включающий: а) типовые программы всех преподаваемых дисциплин; б) стабильный учебник; в) учебные пособия по всем курсам по выбору; г) методические рекомендации по изучению курсов специально для дневного, вечернего и заочного отделений; д) описания практических и лабораторных работ и требования по их выполнению; е) программу производственной практики; ж) требования к курсовым и дипломным работам с перечнем возможных тем; з) требования к зачетам и экзаменам с перечнем контрольных вопросов; и) методические рекомендации по использованию наглядных пособий и технических средств обучения.

В перечисленном комплексе программам курсов принадлежит ориентирующая роль. Изменения технологии и техники, применяемой в процессах АСОД, происходят быстрее, чем пересматриваются программы. Поэтому в типовых программах в принципе невозможно предусмотреть все нововведения и модернизацию. Снизить разрыв практических нововведений и педагогических установок позволяет ежегодный пересмотр рабочих программ каждого преподавателя с обсуждением вносимых изменений и их согласованием. Большим подспорьем для определения перспективных проблем и необходимости их отражения в учебном процессе служат научные исследования преподавателей и печатные лекции.

Методические рекомендации – документ, определяющий содержание, характер и объемы самостоятельной работы студентов по курсу. В настоящее время многие студенты не используют предлагаемые им методические рекомендации. Мы полагаем, здесь существует ряд причин. Во-первых, в рекомендуемой литературе, как правило, нет прямых ответов на поставленные вопросы; во-вторых, студент затрудняется в выборе источников с точки зрения их приоритета; в третьих, далеко не все рекомендуемые источники присутствуют в фондах учебной и близлежащих библиотек. Поэтому создаваемые методические рекомендации должны указывать последовательность изучения литературы, выделять наиболее ценные с научной точки зрения, предусматривать возможные замены конкретных источников. Кроме того, важно предусмотреть обязательные домашние контрольные задания, что всегда присутствовало в практике подготовки библиотечных специалистов, но постепенно исчезает. Характер этих заданий должен быть таким, чтобы не требовать больших временных затрат, но ориентировать студента на уяснение основных концепций и положений каждой темы.

Важным звеном подготовки специалиста в области АСОД является производственная практика. В последние годы число и специфика баз практики значительно расширились. В то же время рыночные формы экономических расчетов ограничивают свободный выбор баз. Многое зависит от умения руководителя практики заинтересовать потенциального партнера-библиотеку. Следует отметить, что предусмотренное действующим планом прохождение практики 2-го курса в отделах, связанных с АСОД, в полной мере оправдано важностью этой группы библиотечных процессов.

Hosted by uCoz