Егорова Е.С.

ОБ УЧЕБНОМ КУРСЕ “БИБЛИОТЕЧНАЯ ИМИДЖЕОЛОГИЯ”

Об актуальности разработки и внедрения учебного курса “Библиотечная имиджелогия” настоятельно свидетельствует библиотечная практика. Так, многие российские библиотека, в первую очередь, общедоступные публичные одним из актуальных направлений своей деятельности уже на протяжении нескольких лет определяют создание образа привлекательной библиотеки. Для его формирования используется инструментарий, выбор которого зависит от объекта (части общества, на которую направлено воздействие).

Для реализации данной цели среди прочего создаются различные общества друзей библиотеки, советы и т.п. Так, в Положении о Попечительском совете Российской государственной юношеской библиотеки (2001) зафиксировано, что Попечительский совет создается в целях содействия модернизации деятельности библиотеки, формирования ее положительного имиджа в обществе, привлечения внимания молодых людей к самоценности чтения для их образования и профессионального становления. Практические семинары, круглые столы, дискуссии и другие формы обмена опытом и повышения квалификации библиотечных работников регулярно затрагивают вопросы осмысления имиджа профессии, специальности, библиотеки в целом.

Имидж библиотеки, по мнению практиков, должен не только формировать и поддерживать ее положительный образ в обществе, но и обеспечивать повышение престижа профессии, в первую очередь, среди подрастающего поколения и среди выпускников библиотечных учебных заведений. Имея, например, квалификацию “библиотекарь-библиограф”, они весьма “размыто” представляют, зачем нужен библиотеке позитивный имидж в глазах общественности и власти.

Налицо факт: наше профессиональное образование не в должной мере прививает студентам – будущим специалистам самое основное – любовь к полученной профессии, гордость за свою квалификацию и желание трудиться на благо отрасли.

Без учета изложенного библиотечное образование не сможет соответствовать требованиям и надеждам практики в силу того, что “основной конечный продукт” библиотечного образования – молодой дипломированный специалист – не будет интегрирован в библиотечную практику.

Целесообразно разработать и преподавать курс “Библиотечная имиджелогия”, ибо он рассматривают действенные средства и взаимосвязанные элементы формирования библиотечного имиджа, понимая под этим имидж библиотеки и имидж библиотекаря в глазах социума – реальных и потенциальных пользователей библиотекой. В некоторых учебных заведениях, обучающих будущих специалистов библиотечно-информационной сферы, уже читаются курсы “Имидж библиотеки”, “Этикет библиотечной деятельности”, “Профессиональная этика библиотекаря” и т.п.

Однако, имидж организации (библиотеки), или деятельности (библиотечной), или профессии (библиотекаря-библиографа), как и имидж человека, – сложное системное образование, представляющее собой комплекс частных имиджей. Имиджелогия как наука о стратегии, тактиках и техниках формирования позитивного мнения о ком-либо или о чем-либо постулирует, что имидж – неотъемлемая и обоснованная составляющая современной цивилизации.

Таким образом, имидж библиотечной отрасли, как сложного системного образования, формируют в комплексе частные имиджи, такие, как: имидж библиотеки и имидж отдельного структурного подразделения, имидж сотрудника и имидж работника конкретного отдела, имидж профессии, имидж библиотечного образования, имидж ученого – библиотековеда, имидж библиотековедения как научной дисциплины и др. Используя базовые положения, законы и категории науки имиджелогии, заимствуя, интерпретируя и адаптируя их к нашей отрасли, возможно разработать ожидаемый практикой курс “Библиотечная имиджелогия”. Апробированный и актуализированный курс “Библиотечная имиджелогия” в дальнейшем целесообразно ввести как общеспециальный для преподавания на библиотечно-информационных факультетах вузов. В рамках данного курса перед студентами должны быть логично раскрыты причины, значимость и основополагающая цель комплексного применения в библиотечной практике профильно-ориентированных менеджмента, маркетинга, этики.

Hosted by uCoz