Евтюхина Е.А.

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ КУРСА “ИНФОРМАТИКА”

В связи с изменившейся парадигмой социального, экономического и культурного развития нашей страны требуется глубочайшее переосмысление методологических основ целого ряда наук и научных дисциплин, нахождение принципиально новых элементов в решении той или иной научной задачи.

В настоящее время в связи с необыкновенным ростом исследований в области феномена информации методологические основы курса “Информатика” также требуют своего дальнейшего уточнения и изменения соответствующих областей теории и практики данного курса.

В целом ряде теоретических работ и собственного диссертационном исследовании нами была открыта, теоретически обоснована и исследована психологическая связь, существующая между психикой потребителя информации и документом в системе документальных коммуникаций. Дальнейшей анализ сущности данной связи выявил ее многоуровневую структуру, социокультурный характер, привел к необходимости определения сущности феномена информации, которым, по нашему мнению, является психика человека на всех структурных уровнях ее формирования.

Продолжая данное научное направление, попытка соотнесения концепции психологической связи с другими концепциями теории информации имеет, как нам кажется, свое как теоретическое, так и практическое значение. Наиболее распространенной концепцией теории информации является концепция семантической информации или концепция информационного тезауруса по Ю.А. Шрейдеру.

Именно Ю.А. Шрейдером была, во-первых, впервые отмечена недостаточность статистической теории информации Клода Шеннона, согласно которой количество информации тем больше, чем меньше ее исходный объем (1+n). Во-вторых, именно им было замечено, что в целом ряде случаев (а мы отметим, практически всегда) получение информации возможно лишь при наличии определенного запаса или объема предварительной информации по данному вопросу. И в-третьих, именно данный определенный запас знаний о мире, некий запас сведений Ю.А. Шрейдер и назвал информационным тезаурусом. Исходя их этого, был сделан вывод о том, что под количеством информации следует понимать меру изменения тезауруса в результате анализа текста, т.е. в результате чтения текста документа и/или, согласно нашей концепции, в результате практической реализации выявленной нами психологической связи на уровне отношения “документ-потребитель информации в системе документальных документаций. В ходе реализации указанной связи, согласно нашему пониманию вопроса, осуществляется процесс инфовзаимодействия двух информационных полей: информационного поля человека (собственно психики человека на всех структурных уровнях ее формирования) с информационным полем документа (собственно текст). Область совместимости информационных полей есть выявленная нами психологическая связь, с нашей точки зрения, и область совместимости информационных тезаурусов, с точки зрения концепции информационного тезауруса по Ю.А. Шрейдеру.

С психологической точки зрения информационный сигнал неопознанный в нервных анализаторах мозга человека не вызовет в нем никакого изменения и, следовательно, не даст никакого результата. С нашей точки зрения, это означает, во-первых, отсутствие акта инфовзаимодейстсвия в психике человека, во-вторых, отсутствие функционирования выявленной нами психологической связи и, в-третьих, согласно статистической теории К. Шеннона в этом случае отсутствует акт приращения информации, акт новизны и соответственно этому не функционирует всем известная формула (1+n), т.е. фактически отсутствует акт развития, движения и эволюции.

Следовательно, выявленная нами психологическая связь и формула К. Шеннона (1+n) как математическое выражение теории информации совпадают в своей основе.

Hosted by uCoz