Гук А.Г., Галактионова С.П.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
И ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Идея непрерывного образования предполагает наличие принципов системности, целостности и преемственности системы стандартов библиотечного образования.

Сравнительный анализ двух действующих образовательных стандартов – среднего и высшего библиотечного образования – указывает на значительное дублирование не только содержательного наполнения образовательных программ в циклах общепрофессиональных и специальных дисциплин, но и требований к уровню подготовки выпускников среднего и высшего учебного заведения.

Совпадение количества и номенклатуры учебных дисциплин двух названных образовательных стандартов необходимо расценивать как положительный момент, способствующий реализации принципа преемственности в многоуровневом библиотечном образовании. При этом особо важно во вновь разрабатываемых стандартах среднего специального и высшего библиотечного образования найти критерии, отличающие профессиональную подготовку специалистов среднего и высшего звена.

Комплекс научных исследований, проводимых на факультете информационных технологий КемГАКИ по разработке системы образовательных стандартов в области библиотечного дела, привел к подготовке указателя номенклатуры библиотечно-информационных продуктов и услуг, на основе которого будет проведено разграничение набора знаний, умений, навыков профессиональных библиотечных кадров среднего и высшего звена.

При подготовке указателя нами были проанализированы документальные источники информации, межотраслевые нормы времени для библиотечных процессов, ассортименты информационных продуктов и услуг ряда библиотек, в том числе и Кемеровской области. Общее число информационных продуктов и услуг в составленном нами указателе около 600. Самые крупные разделы указателя: обработка информации; организация информационных массивов; распространение информации.

Анализируя ассортимент библиотечно-информационных продуктов и услуг, следует отметить, что библиотеки России, сохраняя социальную роль посредника между информацией и пользователями, постепенно превращаются в “гибридные” библиотеки, работающие в равной степени как с источниками в традиционной, так и электронной формах.

К концу ХХ в. в библиотеках стали появляться такие новые формы информационного обслуживания пользователей, как, например: поиск информации в интерактивном режиме; создание и использование широкого ассортимента баз и банков данных; создание справочных пособий (в виде Web-страниц) по ресурсам Интернет и др.

Мы надеемся, что полученный ассортимент библиотечно-информационных продуктов и услуг позволит лучше определить технологиям производства каких информационных продуктов и услуг следует обучать в средних специальных учебных заведениях, а каких – в высших.

Hosted by uCoz