Гендина Н.И.

РАЗРАБОТКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Государственная важность любых образовательных стандартов, включая и стандарты, регламентирующие подготовку библиотечных кадров, проявляется на двух уровнях: национальном и международном. На национальном уровне государственные образовательные стандарты (ГОСы) выступают как средство, обеспечивающее реализацию непрерывности и преемственности процесса образования и предназначенное для обеспечения качества профессионального образования; единства образовательного пространства Российской Федерации (РФ); объективной оценки деятельности образовательных учреждений. На международном уровне ГОСы выступают как способ достижения интеграции системы профессионального образования РФ в мировую систему высшего образования; обеспечения признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

На факультете информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств проведено исследование действующих в нашей стране образовательных стандартов в области библиотечного образования. В результате исследования выявлены две основные причины, порождающие неудовлетворительное качество библиотечных образовательных стандартов: организационные и содержательные. Отсутствие должной степени организации приводит к тому, что усилия создателей библиотечных образовательных стандартов разрознены: разработка стандартов для среднего и высшего библиотечного образования осуществляется отдельными, не координированными в своих действиях группами разработчиков соответствующих учебных заведений Министерства культуры РФ. Ведомственная разобщенность общенациональной деятельности по разработке преемственных образовательных стандартов всех уровней и ступеней профессионального библиотечного образования препятствует созданию системы образовательных стандартов. Нарушение принципа системности приводит, в частности, к размыванию критериев, отличающих профессиональную подготовку библиотекарей в среднем и высшем профессиональном учебном заведении, не обеспечивает дифференциацию содержания образования в данных учебных заведениях. Существенным недостатком в организации работ по созданию библиотечных образовательных стандартов является отсутствие четкого механизма экспертной оценки со стороны работодателей. Стандарты, регламентирующие подготовку библиотечных кадров создаются представителями соответствующих образовательных учреждений, в их анализе и оценке практически не участвуют библиотекари-практики, в том числе руководители библиотек. Недостатки содержания библиотечных образовательных стандартов проявляются в заметном отставании ряда учебных дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки от современного состояния библитечно-информационной науки и практики, в архаичности используемого понятийного аппарата и терминологии; в несогласованности методологических подходов, противоречивости концептуальных решений, лежащих в основе обязательного минимума содержания профессиональной образовательной программы по специальности “Библиотековедение и библиография”; нарушении принципа единства (унификации) описания сопоставимых (однопорядковых) учебных дисциплин, включая такие общепрофессиональные дисциплины, как “Библиотековедение. Общий курс” и “Библиографоведение. Общий курс”. Отечественные библиотечные образовательные стандарты, в отличие от международной практики, ориентированы на процесс, а не на результат. Следствием такой ориентации является преимущественно абстрактный, не диагностируемый характер требований к уровню профессиональной подготовки выпускника как среднего специального, так и высшего учебного заведения.

Дальнейшее развитие и совершенствование государственных образовательных стандартов в области библиотечного образования должно строиться на принципах системного подхода, целостности. Оптимизация государственных стандартов, регламентирующих среднее специальное и высшее библиотечное образование должна вестись на единой методологической основе, с позиций реализации идей непрерывного образования – “образования в течение всей жизни”. Корректировка действующих и создание новой версии государственных образовательных стандартов невозможны без проведения комплексной научно-исследовательской работы, предполагающей объединение усилий творческих коллективов высших и средних специальных учебных заведений, ведущих библиотек страны. Такое исследование должно обеспечить выработку научно обоснованных решений о критериях дифференциации содержания образования в средней специальной и высшей библиотечной школе; более точно сформулировать требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников, получивших профессиональную подготовку различного уровня; определить принципы моделирования однопорядковых (сопоставимых) учебных курсов; обеспечить целостность и единство системы стандартов на библиотечное образование.

Технология разработки проектов государственных образовательных стандартов в сфере подготовки библиотечных кадров должна включать, как минимум, выполнение следующих этапов: Этап 1. Обоснование необходимости подготовки специалиста по данной специальности. На этом этапе необходимо определить, чем вызвана потребность в подготовке кадров по новой специальности, установить реальную потребность в данной категории специалистов, выявить знания и умения, необходимые им для осуществления профессиональной деятельности. Требуется оценить имеющиеся подходы, осуществить критический анализ зарубежного и отечественного опыта подготовки кадров подобного профиля, и на этой основе сформулировать собственный подход и принципы подготовки данной категории специалистов. Этап 2. Создание концептуальной основы построения модели профессиональной деятельности специалиста. Данный этап предполагает обязательную унификацию используемого понятийного аппарата, включая такие понятия, как: специальность, профессия, квалификация, специализация, специалист, профессиональная подготовка, профессиональное обучение, профессиональное ориентация, профессиональный отбор, профессиография, профессиология, профессиограмма, модель, моделирование, модель профессиональной деятельности, квалификационная характеристика и др. Затем предстоит осуществить анализ подходов, методов и методик разработки моделей профессиональной деятельности специалиста, включая анализ квалификационных характеристик. В результате должна быть создана квалификационная характеристика специалиста той специальности, для которой создается ГОС ВПО. Этап 3. Построение модели профессиональной деятельности специалиста. Предполагает определение состава информационной базы исследования (нормативно-правовая, организационно-распорядительная, технологическая документация; научные, производственные, справочные, учебные и др. издания); выбор методов исследования для формирования модели специалиста: контент-анализ публикаций, “Типовых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках” и др.), опрос выпускников с точки зрения необходимых и достаточных знаний, полученных в вузе; экспертная оценка (перечень необходимых знаний и умений с точки зрения работников библиотек) и др. Обязательным условием реализации данного этапа является построение предметного поля специальности (выявление предметов и аспектов деятельности) и разработка рубрикатора содержания профессиональной деятельности. Этап 4. Разработка профессиональной образовательной программы подготовки специалиста. Включает определение состава блоков учебных дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку специалиста (общепрофессиональные, специальные, дисциплины специализации), а также наполнение блоков конкретными учебными дисциплинами, адекватными рубрикатору содержания профессиональной деятельности. Предполагает обязательную разработку классификатора знаний и умений по циклам дисциплин и отдельным дисциплинам с учетом содержания квалификационной характеристики специалиста. Результатом выполнения данного этапа явится формирование содержания отдельных дисциплин в соответствии с классификатором знаний и умений и рубрикатором содержания профессиональной деятельности. Этап 5. Оформление проекта государственного образовательного стандарта высшего профессионального (библиотечного) образования соответствии с нормативными требованиями к структуре документа данного типа. Этап 6. Экспертная оценка проекта образовательного стандарта. Предусматривает публикацию и широкое обсуждение стандарта представителями органов управления библиотеками, работниками образовательных учреждений, осуществляющих подготовку библиотечных кадров, библиотекарями-практиками и другими заинтересованными сторонами.

В целом оптимизация системы государственных стандартов, позволяющих контролировать качество библиотечного образования, должна проходить в условиях гласности, широкого привлечения библиотечной общественности, обсуждения качества образовательных стандартов в профессиональной печати.

Hosted by uCoz