Водосек П

НА ПУТИ В ЕВРОПУ: ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОФЕССИЙ

Мы живем во время глобализации сетей, всемирной деловой активности и охватывающих весь мир проблем.

Сама Европа более уже не находится в центре международных событий, ни в политическом и экономическом, ни в научном и культурном отношении. Выпускники вузов передвигаются уже не только по местному, региональному или национальному рынкам рабочей силы, но и по мировому. Поэтому интернационализация образования в области информационных профессий также является приказом разума, его гармонизация – не нивелирование! – в пределах Европы представляет собой первочередную предпосылку. Что значит “интернационализация” в сфере вузовского образования? Это интернационализация содержания образования, более хорошее знание друг о друге, сопоставимость структур и содержания образования, взаимное признание профессиональных квалификаций и нострификация вузовских дипломов, международный обмен и международная кооперация.

Велика роль международных профессиональных организаций Имеется в виду Международная федерация библиотечных ассоциаций и институтов (IFLA) и ее документы: Стандарты для библиотечных школ (1976 г.), Руководства по равноценности и взаимному признанию профессиональных квалификаций (1986 г.), Образовательные программы - Руководства для профессионального образования в области библиотечного и информационного дела на 2000 г., Международное руководство по образованию в области библиотечного и информационного дела (1985 г.), Мировой справочник в области библиотечного, архивного и информационного образования (1995 г.). Это Европейская ассоциация по образованию в области библиотечного и информационного дела и исследованиям (EUCLID) Задача Ассоциации – содействие сотрудничеству европейских стран в области библиотечного и информационного образования и исследований. Это также BOBCATSSS и его симпозиумы. BOBCATSSS ориентирован на Европу. Симпозиумы BOBCATSSS имеют целью ускорить обмен знаниями, опытом и результатами работы в области библиотечно-информационного образования и исследований.

Идет формирование европейского вузовского пространства. Этому способствуют совместное заявление министров образования европейских стран, Болонья, 19 июня 1999 г. (цель – учреждение европейского вузовского пространства), Коммюнике министров образования европейских стран, Прага, 19 мая 2001 г. (На пути к европейскому вузовскому пространству), введение системы легко воспринимаемых и сравнимых степеней, присваиваемых по окончании вуза, двухступенчатой системы образования, зачетно-балльной системы, содействие мобильности, европейскому сотрудничеству в деле обеспечения качества, европейскому содержанию учебного процесса.

Заслуживает обсуждения положение, согласно которому: „Жесткая, унифицированная модель образования не желательна и не осуществима” (Том Уилсон). Примеры из Германии: Федеральный союз Объединений немецких библиотек (рабочая группа по образованию в рамках Европы: заключительный отчет, 1992 г.,) Типовая система баллов для специализированных вузов в Баден-Вюртемберге, 1999 г., ступенчатая модель образования бакалавр/магистр, ее современное состояние.

Следующие мероприятия: Конференция EUCLID, Тессалоники, 16.-19 октября 2002 г. на тему „Новое структурирование и выравнивание образования в библиотечно-информационной области с учетом европейских стандартов, необходимые региональные различия, касающиеся требований и интересов”, 11-й симпозиум BOBCATSSS, Торун, 3.-5 февраля 2003 г. “ Информационная политика и Европейский союз”, Конференция министров образования европейских стран во второй половине 2003 г. в Берлине.

Hosted by uCoz