Борисов Б.В.

СИБИД КАК ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ

Формирование в России новых социально-экономических отношений, создание современной информационной инфраструктуры, ее интеграция в мировое информационное пространство привели к значительным изменениям в управлении информационно-библиотечной деятельностью. Характерной чертой совершенствования системы управления на всех уровнях является создание и реформирование нормативно-правовой базы, начиная от принятия федерального и регионального законодательства в области информации и библиотечного дела до разработки документов, регламентирующих деятельность отдельных учреждений и отдельные технологические процессы.

Важным средством нормативно-правового регулирования является стандартизация. Бывшая на протяжении многих десятилетий прерогативой производственной сферы, она с конца 60-х гг. ХХ в. начинает активно внедряться в информационно-библиотечную деятельность. В настоящее время можно констатировать, что на уровне государственных стандартов регламентированы основные процессы создания, обработки, хранения, передачи и представления информации потребителю; большая часть этих стандартов входит в комплекс “Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу” (СИБИД), который в последние годы развивается с ориентацией на соответствующие международные стандарты, что обеспечивает дальнейшее продвижение России в мировое ин-формационное пространство.

Реализация положений действующих международных и национальных стандартов, а также разработка новых нормативных документов, в том числе и на уровне отдельных учреждений, в значительной степени зависят от качества подготовки специалистов информационно-библиотечной сферы в области стандартизации.

К сожалению, студенты, обучающиеся по специальности “Библиотековедение и библиография”, в настоящее время не получают должного представления вообще о стандартизации и комплексе СИБИД в частности. Вопросы, связанные со стандартизацией, совершено не представлены в действующем Государственном образовательном стандарте указанной специальности, а фрагментарные знания по СИБИД и требованиям отдельных входящих в него стандартов студенты усваивают, как это показывает знакомство с опытом ряда вузов, в ходе изучения различных общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Между тем в рамках многих других вузовских специальностей (технических, экономических и др.) освоению общих основ стандартизации и более углубленному изучению состояния стандартизации соответствующей сферы посвящаются самостоятельные учебные дисциплины. Указанный опыт, по-нашему мнению, должен быть востребован и учтен при разработке Государственного образовательного стандарта нового поколения по специальности “Библиотековедение и библиография”. Учебно-методическое обеспечение соответствующей дисциплины предпринимается сейчас в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина.

Hosted by uCoz