Ажеева Е.Ю.

ШКОЛА БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
В УНИВЕРСИТЕТЕ ШТАТА АЙОВА (г. АЙОВА СИТИ)

Американская система библиотечного образования известна в России по многочисленным публикациям в нашей профессиональной прессе.

Библиотечное образование в Америке сравнительно недавно, в восьмидесятые годы ХХ в., сменило приоритеты при подготовке специалистов библиотечного дела, отказываясь от узкопрофессионального “специального” образования (отраслевик-предметник или технолог) и переходя к более широкой трактовке профессиональной библиотечной деятельности в связи с внедрением компьютерной техники и технологий в повседневную библиотечную деятельность. Теперь библиотечные школы должны подготавливать специалистов в области организации информационно-библиотечной деятельности, где акцентируется посредническая и консультативная роль библиотечного работника. Формальным признаком смены ориентиров может служить изменения названий библиотечных учреждений и организаций.

Отметим главное, что характеризует развитие научной библиотечной мысли США, – это развитие концепции информационной науки как метанауки по отношению к библиотековедению. Библиографическое описание, различные классификации, списки предметных рубрик, тезаурусы, ручные и автоматизированные средства индексирования, средства сокращения и замены текста, программирование, репрография, аудиовизуальные средства и т.п. – входят в предмет обучения и изучения библиотековедения, библиографоведения, информатики, но, только информационная наука в широком смысле слова обобщает накопленный потенциал этих дисциплин, преломляет его сквозь призму своих требований и, в свою очередь, привносит нечто новое в развитие этих достаточно специальных наук.

В США около 250 высших школ библиотековедения и информатики функционирующих либо независимо, либо в составе университетов. Более 60 школ аттестованы Американской Библиотечной Ассоциацией (ALA), которая совместно с AASLIS осуществляет научно-методическое руководство, в том числе проводит инспектирование и аттестацию школ, а также составляет картину общего состояния библиотечного образования в стране. Нормативы ALA не распространяются не содержание учебных планов и программ.

Одна из важных составляющих библиотечного образования в Америке – базирование высших школ при крупных библиотеках (такая школа, как правило, занимает одно крыло этажа главной университетской библиотеки). Вузовская библиотека, таким образом, является лабораторией высшей библиотечной школы. Такое сотрудничество на профессиональном уровне выгодно всем: студентам, которые тут же находят наглядное подтверждение теоретическим и практическим курсам; руководству школы, которое знает, чем живет мир библиотечной практики и, следовательно, понимает, какие предметы, программы, темы, спецкурсы надо развивать и вводить; и, естественно, практикам-сотрудникам вузовской библиотеки, которые активно читают спецкурсы по актуальной библиотечной проблематике.

Предметно-тематическое накопление курсов – один из самых обсуждаемых вопросов. Дискуссии затрагивают такие проблемы как наполнение курсов современным содержанием, и как за определенный период, строго ограниченный отрезок учебного времени дать максимум знаний, умений и навыков. За этими дискуссиями стоит желание “стратегов” библиотечного образования обеспечить безболезненное вхождение в практику современного библиотечно-информационного обслуживания. В США не существует единой государственной программы, каждая библиотечная школа составляет собственную и широко ее рекламирует. Поэтому различна продолжительность кур-сов, различен объем и глубина подготовки будущих библиотечных работников, но есть общие тенденции: а) обогащение традиционных библиотечных дисциплин сведениями технического характера; б) введение в учебные планы совершенно новых курсов, например, таких как управление базами данных, программное обеспечение.

Рассмотрим образовательный процесс на примере Школы библиотековедения и информатики Университета штата Айова (School of Library and Information Science of The University of Iowa). Эта школа предлагает магистерскую программу по библиотечному делу, которая, в частности, призвана обеспечить понимание основ библиотечной и информационной профессии, включая историю отрасли, этические и философские аспекты, знание информационного цикла, практику и теорию любой информационной профессии, и методологию стратегического управления информационными процессами. Каждый студент должен освоить научно-исследовательскую базу дисциплин, глубоко осознавая единство и взаимосвязь между библиотековедением и информатикой и другими дисциплинами. Одной из целей программы обучения является изучение природы информационных потребностей и овладение стратегией обслуживания этих информационных потребностей.

Известно, что в США студенческая учеба характеризуется так называемой “кредитной системой”. Другими словами, чтобы получить желаемую степень магистра по библиотечному делу студент должен набрать, в данном случае, 36 часов кредита. Количество работы (учебы) студента измеряется часами-кредитами. Здесь прослеживается определенная связь между часовой нагрузкой, которая приходится на тот или иной курс, и контролем успеваемости студента. Каждому курсу, в зависимости от его важности, присваивается “кредитный уровень” (как правило, это 1, 2 и 3-хкредитные курсы): например, “3-хкредитный курс” – это курс, который читается 3 академических часа в неделю в течение семестра. При успешной его сдаче (в виде письменного или устного экзамена) студент зарабатывает 3 кредита, если не успешно, он набирает меньшее число кредитов, влияющих нежелательным образом на общую итоговую сумму часов-кредитов.

Итоговая сумма в 36 часов складывается из 13 часов-кредитов обязательных предметов - учебных курсов и 23 часов-кредитов курсов по выбору.

Учебный план школы разделен на 4 основных содержательных блока-направления, в каждом из которых соединено определенное множество учебных курсов. Они, в свою очередь, делятся на обязательные учебные курсы (0-2) и курсы по выбору (от 7 до 17 дисциплин).

Блок-направление: Основы теории и практики. Обязательные курсы: 1. Основы библиотековедения и информатики; 2. Основы научных исследований. Курсы по выбору: Практикум в библиотеках и информационных центрах; Практикум в школьных библиотеках-медиацентрах; Исследовательский практикум; Производственная практика; Курсовая работа.

Блок-направление: Концептуальные структуры и системы. Обязательные курсы: 1. Дизайн автоматизированных систем; 2. Организация информационных ресурсов. Ч. 1. Курсы по выбору: Использование мультимедиа; Системы баз данных; Использование видеотехнического оборудования и видеоматериалов; Программирование Java; Организация информационных ресурсов. Ч. П.; Публикация электронных документов; Цифровые библиотеки; Гипертекстовые системы; Использование электронных баз данных; Телекоммуникации; Глобальные информационные системы.

Блок-направление: Информационные ресурсы и обслуживание. Курсы по выбору: Справочное и информационное обслуживание; Информационно-поисковые системы в Интернет; Информационные ресурсы для детей; Ин-формационные ресурсы для юношества; Фондоведение; Информационные системы в режиме on-line; Государственные информационные ресурсы; Программирование для школьных библиотек; Информационная культура и грамотность; Информационные ресурсы для взрослых; Консультативная помощь читателю; Библиография; История книги.

Блок-направление: Библиотечная и информационная политика и планирование. Обязательные курсы: 1. Стратегическое управление или 2. Администрирование школьной библиотекой-медиацентром. Курсы по выбору: Управление персоналом; Прогнозирование развития библиотеки; Бюджет и финансирование некоммерческих учреждений; Маркетинг библиотеки; Маркетинг платных услуг; Оборудование библиотек и информационных центров (юридические и экономические аспекты поставок и приобретения); Публичные библиотеки; Библиотеки колледжей и университетов; Специальные библиотеки; Информационные ресурсы по медицине и здравоохранению; Информационная политика; Библиотечная среда: оборудование, архитектура и дизайн; Международные информационные сети.

Обязательную часть программы составляют ядро предметов, изучаемых всеми студентами независимо от специализации. Студент выбирает приоритетное блок-направление, определенный набор курсов по выбору и, таким образом, суммируются необходимые часы-кредиты. Но он должен также соблюсти требование пройти курсы из каждого блока. По согласованию с научным руководителем до 9 часов-кредитов студент может набрать на других факультетах, но выбранная дисциплина должна быть связана с библиотечной и информационной наукой. Роль преподавателя-научного руководителя велика в системе американского образования, именно с его помощью студент определяется со специализацией и отбором предметов. Так, научный руководитель выстраивает индивидуальную программу обучения студента, нацеленную на будущую профессиональную деятельность.

Школа штата предлагает 5 специализаций: публичные библиотеки, академические библиотеки, специальные библиотеки и информационные центры, школьные библиотеки-медиацентры, информатика. Соответственно, выпускники высшей библиотечной школы устраиваются на работу в библиотеки и информационные центры в качестве консультантов информационных служб, менеджеров база данных, администраторов, мастеров web-сайтов, координаторов информационных сетей, каталогизаторов, детских библиотекарей, медиаспециалистов, специалистов по библиотечным фондам и т.д. Школа также предлагает совместную магистерскую программу обучения на основе договора с Колледжем юридического и бизнес администрирования, основанную на интеграции двух областей изучения. Она рассчитана на тех студентов, которые ищут будущую работу в юридических и бизнес-библиотеках.

Hosted by uCoz