Давыдова И.А.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО СЕРВИСА

Новые потребительские ценности в сервисной экономике, смена механизмов функционирования библиотечного социального института, изменение технологии генерации информационных продуктов и услуг выдвигают качественно новые требования к организации информационного сервиса.

Поиск электронной информации в мировых библиотечных сетях, перспективы развития индустрии управления знаниями, ускорение движения информационных продуктов и услуг от производителя к конечному пользователю приводят к необходимости внедрения новых подходов к управлению информационным сервисом и разработки технологий его реализации.

Принципиальные изменения происходят в системе генерации информационных продуктов и услуг, осуществляется переход от удовлетворения информационных потребностей пользователя к решению для него конкретных деловых задач. Отпала необходимость во многих видах библиографической деятельности и получили развитие новые формы поиска, хранения и потребления научной информации: БД на компактных оптических дисках, базы мультимедийной информации, диалоговый поиск в удаленных базах данных, системы электронной доставки документов, списки рассылок новостей в электронной форме, услуги фильтрации информации в реальном масштабе времени, персонализированные газеты и бюллетени и т.п. Важные изменения в составе информационных продуктов и услуг связаны с углублением их аналитической составляющей, развитием технологий искусственного интеллекта и экспертных систем.

Перспективным направлением развития информационного сервиса с использованием глобальных распределенных библиотечно-информационных систем, реализации телекоммуникационного доступа к мировым БД является использование концепции логистики.

Под логистикой понимают совокупность способов и методов управления товарными и информационными потоками для минимизации затрат и повышения эффективности их движения, а также доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего. Поскольку логистика – это получение необходимых продуктов или услуг в нужном месте в нужное время, при базисных условиях ее можно трактовать как потенциал и стратегический инструмент маркетинга, который поддерживает мероприятия и компоненты долгосрочной рыночной стратегии коммерческого и некоммерческого учреждения, детерминируя его результативность.

В библиотечно-информационной сфере логистика представляет собой технологию планирования, управления и контроля за процессами создания, передачи, хранения и обработки информационных продуктов и предоставления информационных услуг.

Сложности в работе библиотек вызывает ряд технологических проблем создания информационных продуктов и услуг: различные способы получения заказов, поиска источников, средства их доставки пользователям и форматы, выбор комплекса необходимых программ и технических средств, обеспечение технической совместимости транспортируемых файлов, автоматизация учета работы и запросов, формы оплаты информационных услуг, финансовые расчеты и т.п. Эти вопросы могут быть успешно решены при условии реализации целого комплекса современных логистических технологий, связанных с определенными группами информационных процессов разного уровня и назначения. Основные технологии обеспечивают процесс производства информационного продукта и услуги и их доведение до потребителя, вспомогательные предоставляют возможности и создают условия для функционирования основных технологических процессов (поиск абонентов, рекламирование информационных услуг, заключение договоров на информационное обеспечение, функционирование технических средств). Именно их интегрированное рассмотрение как объекта управления гарантирует документно-информационным структурам удовлетворительные результаты.

Среди факторов, которые предопределяют и стимулируют развитие и возрастание значения концепции логистики, можно назвать автоматизацию библиотечно-информационных процессов, дифференциацию потребностей пользователей, трансформацию их требований относительно информационных продуктов и услуг. Значение логистики состоит также в том, что она поддерживает рыночную направленность библиотечно-информационных учреждений, ориентированную на предложение оптимального информационного сервиса; дает возможность библиотекам приспосабливаться к изменениям на информационном рынке; решать проблемы, которые возникают между разными функциональными сферами документно-информационных систем: производством, маркетингом, финансами, персоналом; поддерживает мероприятия и компоненты управления, а также долгосрочную маркетинговую стратегию, детерминируя их результативность.

Создание комплексной сервисной системы генерации, поиска, предоставления и распространения информации на логистической основе даст возможность Украине существенно приблизиться к мировому уровню информационного производства и обслуживания.

Hosted by uCoz