Руссак З.В.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ МИКРОКЛИМАТ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Социально-психологический климат в процессе взаимодействия читателя и библиотекаря обеспечивает качественную сторону межличностных отношений в библиотеке. Удовлетворение сложных информационных запросов читателей, разнообразных целей чтения строится на длительном общении объекта и субъекта библиотечной деятельности.

Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся отношений между участниками общения и может быть охарактеризована элементами, представляющими синтез деловых и межличностных отношений.

Социально-психологический климат в библиотеке обеспечивает научно-обоснованное управление читательской деятельностью, способствует позитивному удовлетворению читательских запросов, уменьшению числа конфликтов между библиотекарями и читателями.

Среди объективных факторов наибольшее влияние на формирование социально-психологического климата в библиотеке оказывают полнота фонда, комфортность, профессиональная подготовленность и мастерство библиотекарей.

Значение имеет характер выполняемой работы, наличие новых информационных технологий, уровень шума, освещение, вентиляция и т.д.

Социологическое исследование чтения молодых читателей ЦБС г. Челябинска свидетельствует, что библиотекарь вступает в контакт с каждым четвертым читателем. В этих случаях общение носит менее формальный характер, оказывается более глубоким и проблемным. В большинстве случаев инициатива общения принадлежит читателю. Библиотекарь начинает контакт в среднем в 30% случаев. Основной причиной называется занятость последних.

В основе существующего в библиотеке микроклимата лежит частота посещения библиотек читателями. Возможность рекомендации литературы существует только в тех ситуациях, когда библиотекарь и читатель знают и взаимно доверяют друг другу.

Стимулированию читательской деятельности препятствует “погружение” библиотекаря в себя в рабочем процессе, диалоги с пользователями носят “механический” характер, не существует “вхождения” в положение того, кому адресована коммуникация.

Социально-психологический климат может поощрять, подавлять или совершенствовать личность каждого человека. Реагируя на партнёра, мы создаём о нем впечатление, которое играет значительную регулятивную роль в процессе общения. Познавая другого, мы формируем собственную личность.

Вместе с тем из исследования следует, что большинству читателей безразлично или не имеет существенного значения, кто с ним работает, кто его обслуживает. Причин выяснилось несколько: навязчивость сотрудников отделов обслуживания, авторитарность, чрезмерный контроль за читателями, слабая начитанность библиотекарей.

В 70% случаев читатели и библиотекари не вступают в словесный диалог. Анонимное общение одно из условий не состоявшегося микроклимата.

Личностно-профессиональные особенности библиотекаря являются определяющими социально-психологического климата в библиотеке. Они включают: аудио-визуальную культуру личности (грамотная речь, манера держаться, одежда, прическа, мимика); стиль поведения (профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, коммуникативный, этический, эстетический); внутренняя философия человека (менталитет, система ценностей); атрибуты, подчеркивающие статус личности (образование, награды и т.д.).

Hosted by uCoz