Чурикова И.Н.
ПРОБЛЕМЫ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКОЙ СТУДЕНТАМИ 
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ФАКУЛЬТЕТА

        В истории, пожалуй, не было научно-технического достижения, сравнимого с компьютером по темпам развития, широте и мощи влияния на все сферы общества. Компьютеризация, точнее информатизация, порождая новую промышленную революцию, – становление гибкого, автоматизированного, роботизированного, «безлюдного» производства, формирует экономику, в которой самым ценным ресурсом становится информация. Под воздействием информатизации радикально преобразуются наука и образование, быт и искусство, медицина и военное дело, средства массовой коммуникации и т. д. Существенные изменения начинаются в политике и в правовой сфере. Не устояла перед соблазном и религия, родилась «электронная» церковь.
        К сожалению, общественное сознание меняется медленнее, чем окружающая действительность. Несмотря на впечатляющие достижения информатики, обществом еще не вполне осознан тот факт, что в современном мире в качестве основного ресурса на первое место выдвинулась информация, а не золото, нефть или черные металлы.
        Всё вышесказанное изменяет вектор требований к содержанию труда каждого специалиста, к его общеобразовательному, культурному, профессиональному уровню. Использование компьютерной техники стало атрибутивным компонентом практически любой профессиональной деятельности. Значительно изменился и профессиональный портрет библиотекаря-библиографа. Он выступает теперь не только как посредник между документом и читателям, но и как информационный работник, использующий в своей профессиональной деятельности последние достижения информационной техники. В связи с этим актуальной становится проблема овладения студентами библиотечно-информационных факультетов компьютерной техникой.
        Следует отметить, что проблема овладения информационной техникой такой социальной группой как студенчество, в том числе и студентами библиотечно-информационных факультетов, гораздо шире проблемы обучения новым компьютерным технологиям. К сожалению, отсутствие теоретических разработок по данной теме создает дополнительные трудности в плане подготовки библиотечных кадров.
        Так анализ серии «Авторефераты диссертаций» выявил, что отсутствуют докторские и кандидатские диссертации, посвященные этому вопросу. Однако ведутся исследования отдельных аспектов. Например, педагогика (61 % от общего количества работ) рассматривает следующие направления: информатика и вычислительная техника: проблемы обучения (19 %); компьютерные технологии обучения (13 %); использование компьютерной техники в процессе обучения (29 %). Почти четверть выявленных работ (24 %) относятся к рубрике         «Философские науки» и раскрывают философские проблемы информатизации общества (10 %); вопросы социологии образования (2 %), философии техники (8 %); социологический аспект проблем информатизации и компьютеризации общества (4 %). Технические науки (10 %) занимаются разработкой обучающих программ (7 %) и естественного интерфейса пользователя (3 %). Психология (5 %) - психологическими аспектами компьютеризации (3 %) и вопросами психологии образования (2 %).
        Рамки данной работы не позволяют достаточно подробно остановиться на проблеме овладения компьютерной техникой. Отметим лишь что, овладение словарь русского языка Ожегова трактует как прочное освоение, изучение чего-либо. Его структура, как вида деятельности, включает следующие компоненты: субъект, объект, цель, мотивы, средства, условия и, наконец, результат, которому предшествует основное звено – собственно овладение, сам его процесс. Отметим, что овладение должно с нашей точки зрения рассматриваться в рамках системного подхода. 
        Современная общественная ситуация в России далеко не способствует не только решению проблем овладения компьютерной техникой, но и полноценному развитию образования. Определенному творческому оживлению, происходящему на волне реформ, сопутствует ухудшение материального положения не только большей части населения, но и учреждений образования, особенно вузов культуры и искусств. Вузы порой не в состоянии должным образом обеспечивать учебный процесс современной техникой, учебные планы не ориентированы на индивидуальный подход к подготовке будущих библиотекарей-библиографов. Недостаточно, с нашей точки зрения, уделяется внимания дисциплинам «новой волны». Так из 4200 часов, предусмотренных учебным планом всего 200 часов отводиться на дисциплины, в рамках которых достаточно подробно рассматриваются новые информационные технологии: «Социальная информатика» – 60 часов, «Прикладная информатика» – 50 часов, «Технические средства библиотечной деятельности» – 90 часов. Алтайский государственный институт искусств и культуры пытается решить эту проблему за счет часов выделенных на дисциплины специализации и курсы по выбору. С 2000-2001 учебного года введены такие дисциплины как «Эргономика», «Семиотика», «Методологические проблемы информатики», «НИТ в библиотечно-библиографической деятельности». «Информационные ресурсы», «Защита информации», «Локальные сети», «Реферирование», «Информационный анализ», «АРМ библиосоциального работника», «Автоматизированные библиотечные системы», «Электронный каталог».
        К числу негативных факторов в плане подготовки современного специалистов библиотечного профиля нужно отнести также недостаточно высокую и не равномерную подготовку абитуриентов вузов культуры и искусств. Этому способствует ряд факторов и, прежде всего, бедственное материальное положение современной школы. Кроме того, из практического опыта работы, личного общения с преподавателями других вузов г. Барнаула нужно отметить: во-первых, отличается уровень подготовки городских и сельских школьников (что наиболее актуально для Алтайского края как сельскохозяйственного региона), во-вторых, школьники, определившие для себя приоритетным в будущей профессии работу с компьютерной техникой, как правило, ориентируются на поступление в технические вузы (в частности в Алтайский политехнический университет), в-третьих, абитуриенты библиотечно-информационных факультетов не совсем верно представляют для себя портрет современного библиотекаря-библиографа, и ориентируются на классический гуманитарный профиль подготовки специалистов этого профиля, отодвигая на второй план, а зачастую, не принимая во внимание совсем проблему владения современной компьютерной техникой, в-четвертых, различная психологическая устойчивость к процессам автоматизации, страх человека перед стремительно развивающейся компьютерной техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия) выдвигает свои требования к процессу овладения информационной техникой.
        Решая перечисленные выше задачи, преподаватели и сотрудники кафедры информатики Алтайского государственного института искусств и культуры разработали систему методических пособий для лабораторных работ, которые представляют собой поэтапное изложение материала (в рамках отдельных программных продуктов) и поэтапные практические задания. Курс лабораторных занятий ориентирован на индивидуальный подход, как к изучению программ общего пользования, так и к программам ориентированным на решение библиотечно-библиографических задач. Камерная обстановка на занятиях и выделенное вне расписания время самостоятельной работы позволяют сгладить различия в подготовке студентов, ликвидировать психологический дискомфорт, приучить студента к самостоятельности в вопросах овладения компьютерной техникой.
        Представляется, что решение задач в предлагаемой последовательности может способствовать не только расширению теоретических знаний по вопросам компьютеризации, но и в свободном, непринужденном использовании новых информационных технологий в библиотечной сфере, в том числе в вопросах подготовки библиотечных кадров.
Hosted by uCoz