Чазова С.А.
РАЗВИТИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ КАК 
ГАРАНТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

        Современное отечественное информационное обеспечение как на государственном (ведомственном) уровне, так и в частных предприятиях социокультурной сферы имеет ряд негативных тенденций. В первую очередь, это вызвано объективными факторами политико-экономического состояния нашей страны. В такой ситуации многие информационные службы помимо трудностей, связанных с производственным процессом, занимаются разнообразными хозяйственно-финансовыми операциями, что, в свою очередь, сказывается на качестве информационных продуктов. Вторая же причина, производная от первой, – идя на коммерческие риски, информационные предприятия порой забывают о самом потребителе информационных продуктов и услуг. 
        Исходя из практики, на сегодняшний день формы работы информационных посредников в большинстве случаев ограничиваются традиционным набором информационных продуктов и услуг, где приоритетными являются: поиск конкретных фактов, указаний и правил, способов действий; ознакомление с состоянием проблемы и достигнутыми результатами в этой области (конечно, либо с указанием первоисточников – библиографический аспект работы, либо с предоставлением копий первоисточников – документографический аспект). При этом провозглашается девиз об информации, предоставленной потребителю в определенный момент, в необходимом объеме и удобной форме. 
Однако, являясь сырьем для принятия важных управленческих решений, информация, предоставляемая информационной службой, требует «доработки», некоторой логической подводки к этому решению. Поэтому важным звеном в номенклатуре продукции информационных служб должны быть информационно-аналитические продукты и услуги, предоставляющие потребителю и результаты слежения за развитием проблемы, и освоение новой проблематики, и оказывающие помощь в ценностной ориентации потребителя, утверждении его собственных позиций. 
        Классическое образование в высшей школе в области информационного обеспечения позволяет в полной мере освоить процесс подготовки традиционных библиографических рефератов, обзоров, тематических справок и т.д. Современное же условие конкурентоспособности многих информационных служб будет основываться на ориентации на более наукоемкие информационные продукты, когда документографическое и библиографическое обслуживание становится промежуточным процессом, служащим для осуществления информационных исследований. 
        Поэтому одной из целей обучения на факультете менеджмента и социально-информационных технологий профессорско-преподавательский состав видит в освоении студентами технологий разработки и производства таких новых информационных продуктов и услуг, как аналитические сопоставительные таблицы, фирменные досье, рубрикаторы перспективных направлений, карты фронта научных исследований, экспертизы патентных исследований, прогностические аналитические справки, конъюнктурные справки и т.д.     Практические и лабораторные занятия по курсам «Информационный бизнес», «Интернет-маркетинг», «Информационный мониторинг», «Социология общественного мнения», «Информационные технологии экономической безопасности» и многие другие позволяют студентам специальностей «Менеджмент организации» и «Прикладная информатика» наглядно изучить этапы создания и продвижения аналитической продукции, выявить оптимальные технологические параметры как средств производства, так и производимой продукции. Обеспечивая изучение процессов анализа качества продукции, многие преподаватели в то же время акцентируют внимание на исследование мотиваций информационных потребностей, налаживание обратной связи от потребителя к производителю, организацию маркетинговых исследований на различных этапах информационного производства, что также является важным аспектом успешного информационного обеспечения. Знания, полученные на лекционных и практических занятиях, актуализируются в профессиональной среде в период производственной практики, где студенты органично включаются в реальные производственные процессы информационно-аналитической отрасли.
Hosted by uCoz