Сыщенко С.В.
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КНИГОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

        В информационном обществе наряду с информационными технологиями и телекоммуникационной инфраструктурой должны развиваться существующие системы обеспечения печатными и электронными изданиями. Преимущественно открытыми остаются вопросы перспектив развития сферы библиотечной профессиональной деятельности под влиянием новых информационных технологий, каким должно быть высшее образование для информационных посредников библиотечных учреждений. Информация и информатизация должны объединить усилия библиотекарей, издателей, книгораспространителей, специалистов по компьютерным и телекоммуникационным технологиям в государственном и международном масштабе. Кадровое обеспечение соответствующего информационного «поля» приобретает в этой связи особое значение.
        К основным факторам развития и эффективного функционирования книжной коммуникации часто относят развитие издательско-полиграфической базы, вычислительной и телекоммуникационной техники. Однако развитие этих областей делают организацию книжного процесса лишь технически возможной. Решающим фактором развития книжной коммуникации являются социокультурные факторы, общественная потребность в выработанной книжной информации и знаниях, информационная, читательская активность населения, наличие высококвалифицированных кадров книжного дела, способного профессионально выполнять поставленные перед ними задачи. Библиотечное сообщество в целом понимает, что потребности информатизации общества и развитие информационных технологий требуют качественно иного уровня книговедческой подготовки и компетенции библиотечных специалистов для осуществления повседневной библиотечно-информационной деятельности, пополнения своего кадрового состава новой генерацией книговедов, менеджеров издательского дела, способных быстро реагировать на смену ситуации на рынке, учитывать конъюнктурные колебания спроса на издательскую продукцию, откликаться на его изменения, эффективно решать творческие, организационно-производственные, правовые и книготорговые вопросы современного издательского дела.
        С внедрением новейших информационных технологий, в современных условиях роста документных потоков и массивов, расширения номенклатуры типов и видов документов некоторые авторы высказывают опасение относительно замены книги иными носителями информации, что может привести к ее исчезновению с культурного и информационного поля современного человека.
Библиотека всегда ассоциировалась и воспринималась в контексте книги и наоборот. Книга занимает ведущее место в документном потоке, который поступает в библиотеки. Традиционной книге отдают преимущество большинство пользователей библиотечных учреждений как источнику информации. Пока что книга остается самым дешевым и простейшим способом кумуляции и использования информации, справочным пособием и хранилищем знаний. Благодаря приоритетным качествам книги как способа письменной коммуникации она вне конкуренции в системе документных коммуникаций общества. Среди них: наличие семантической информации, основательность подготовки, завершенность сообщения, возможность получения информации без использования специальных технических способов, многократное использование, долгосрочное сохранение информации благодаря материальному носителю, способность доведения тиражированной информации до многих читателей, перемещение в пространстве и времени, возможность включения в определенные документные потоки и массивы и пр.
        Книга является не только источником информации, но и способом привлечения населения к культурным ценностям. Большая заслуга книги состоит и в выполнении на протяжении веков функции документальной памяти народа. Кроме того, книга сама является памятником культуры, который заслуживает сохранения на века, носителем традиций письменной, книжной культуры. Она оказывает содействие возрождению духовности, формированию национального самосознания, культурному развитию личности, привлечению ее к национальной истории, культуре, искусству, традициям, обычаям, быту и др. Поэтому проблемы ее создания, распространения и в особенности использования должны занимать главенствующее место в системе профессионального образования современных библиотекарей-библиографов.
        В то же время нельзя не принимать во внимание и то, что уже сегодня в мире до 60 % документов, которые представляют интеллектуальный  интерес, распространяются в электронной форме. Индустриально развитые страны быстро продвигаются к безбумажной технологии.
        Мировой опыт свидетельствует, что развитие электронных способов коммуникации концептуально не повлияло на сущностные характеристики книги, не привело к ликвидации книгопечатания. Наоборот, состоялось взаимопроникновение этих информационных направлений, которое оказало содействие, с одной стороны, техническому прогрессу в издательско-полиграфическом комплексе, ускорению и увеличению объемов издательской продукции на основе широкого использования ЭВМ; с другой, – к появлению новых «смешанных» способов информации, которые объединяют в себе преимущества книги и процессора: т. наз. электронные книги, базы и банки данных, компакт-диски, мультимедиа и др. комбинации.
        Электронная книга – совокупность данных (текст, звук, статическое и динамическое изображения) в памяти компьютера, предназначенная для восприятия человеком с помощью соответствующих программных и аппаратных средств. Благодаря этому книга приобретает новые качества – динамичность, которая имеет незаурядное значение для оперативного получения информации. Однако, изменяя свою материальную форму, книга была и останется одним из основных способов социальной коммуникации. Поэтому выпускники библиотечно-информационных факультетов должны иметь углубленные знания как о традиционной, так и об электронной книге, знать систему создания, распространение и использование документов книжного типа.
        Знание общих закономерностей, принципов цикла жизнедеятельности книги (традиционной и электронной) необходимо всем без исключения студентам библиотечно-библиографической специальности. Они оказывают содействие формированию системного взгляда на документирование книжной информации и каналы ее распространения, переработки информации, процессов ее создания, трансформации и использования, возможностей книжно-информационного обеспечения любого вида деятельности, роли книговедов, библиотекарей и библиографов в организации и корректировании движения книг в обществе. Свободная ориентация в современных технологиях сбора, аналитико-синтетической переработки, поиска, сохранения, распространения и использования книжных изданий позволяет применять рациональные приемы интенсификации их производства и функционирования в обществе.
Hosted by uCoz