Сукиасян Г. А.
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗОВАНИЯ (Взгляд из Армении) |
Высшее библиотечно-библиографическое образование (ВББО) является основой всей системы подготовки библиографов, библиотекарей и книговедов как в странах СНГ, так и в Армении. Исходя из этого, разрабатываются новые подходы к библиотечно-библиографическому и информационному образованию. Основными задачами в этом направлении являются: - подготовка специалистов, отвечающих требованиям не только сегодняшнего уровня развития науки, но и способных к решению новых задач XXI в.; - использование отечественного и зарубежного положительного опыта в области высшего образования, библиотечного дела и информациологии; - разработка системно-исторического подхода к освоению библиотечно-библиографических знаний и повышению квалификации специалистов; - повышение внимания к международным контактам преподавательского состава с целью взаимного ознакомления с достижениями в библиотечно-информационной деятельности. Кроме того, следует обратить внимание и на другие важные вопросы, имеющие теоретико-методологическое и практическое значения. Так, логический анализ позволяет сделать вывод, что решение многих теоретических вопросов, связанных с всеобщей историей армянской библиографии и организацией системы пособий, очень важно, но, к сожалению, но продвинулось не далеко. Назрела необходимость создания фундаментального научно-вспомогательного указателя, посвященного комплексному изучению истории и культуры Армении и армянской диаспоры. Заслуживает также внимания подготовка и издание библиографии литературы, посвященной 1700-летию установления христианства в Армении, биобиблиографического справочника «Деятели науки и культуры армянской диаспоры» и др. Армянская диаспора в зарубежных странах, в том числе в странах СНГ, является важным центром развития армянского книгопечатания, библиотечного дела и библиографии. Более того, историко-культурные связи между армянским и другими народами имеют многовековую историю и большое значение для будущего сотрудничества. Особого внимания требует решение многих задач по восстановлению и современному развитию библиотечно-информационной деятельности и образования в зоне землетрясения и в Нагорно-Карабахской республике. Важная задача – активизация участия в международных программах, вхождение в мировые глобальные информационные сети. Международное сотрудничество с зарубежными информационными центрами призвано способствовать решению общих задач социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса, наиболее рациональному использованию материальных и интелектуальных ресурсов человечества. В 1992 г. ЮНЕСКО приступила к осуществлению новой программы «Память мира», цель которой сохранение и восстановление известных и неизвестных библиотечных, музейных и архивных сокровищ. На генеральной конференции ЮНЕСКО (1993) отмечалось, что она будет способствовать развитию нового подхода к сохранности, демократизации доступа к документальному наследию мира. Согласно программе необходимо создать каталоги древней и средневековой книжной культуры, в которых будет подведен итог многовековому их изучению. В связи с этим возникает жизненная необходимость в разработке государственной программы «Памяти Армении», приоритетным направлением которой будет создание полнотекстовой электронной базы данных (БД) о надписях, рукописях и печатных документах. Одним из важных факторов улучшения информационно-библиотечной деятельности является компьютеризация библиотек: переход на электронные носители и сетевые информационные технологии, влияющих не только на ускорение обмена и создание новой информации, но и полностью изменяющих представления о библиографической записи как способе представления информации о составе фондов библиотек. Широко внедренные электронные технологии позволят полнее использовать мировые информационные ресурсы и тем самым помогут создать собственные электронные БД. К сожалению, современное политическое и экономическое положение в Армении отнюдь не содействует стремительному развитию библиотечно-информационной системы и информатизации общества. Однако сам процесс развития остановить нельзя. Он, несомненно, скажется как на библиотечном образовании, так и на библиографической деятельности. |