Столяров Ю.Н.
О НЕОБХОДИМОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЛЬНЫЙ БЛОК 
ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ 
ПРЕДМЕТОВ ДОКУМЕНТАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННОГО ЦИКЛА

        Давно стала общепризнанной классификация человеческой деятельности по отношению к самым крупным сферам объективной действительности. В соответствии с нею выделяются системы: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-мысль, человек-знак.
        В соответствии с этой классификацией долгое время считалось, что отрасль библиотечного дела и библиографии относится к системе «человек-человек». На этом основании библиотековедение ставили в один ряд с дисциплинами культурно-просветительного цикла, а затем – отраслями искусствоведения, социальной педагогикой, рассматривали его как область идеологической, педагогической, культурно-просветительной деятельности и т.п. Естественно, что организационно библиотечная деятельность рассматривалась как составная часть подотрасль культуры со всеми вытекающими отсюда последствиями. 
        Исследования преимущественно последних десятилетий  все более укрепляют позицию, в соответствии с которой библиотека как предмет библиотековедения представляет собой, в конечном счете, т.е. за вычетом остальных сущностных атрибутов (контингента пользователей, библиотечного персонала, материально-технической базы), библиотечный фонд, т.е. знаковую систему. Следовательно, библиотековедение вписывается в класс знаковых систем, и онтологически ему родственны библиографоведение, книговедение, информатика, музееведение, живопись и ваяние, журналистика, декоративно-прикладное искусство, документалистика и тому подобные дисциплины до культурологии включительно, поскольку проявление культуры овеществляется в знаковой форме. Все они входят в класс документальных систем. 
        Поскольку документальные системы, в свою очередь, созданы для того, чтобы служить посредниками между людьми в процессе их общения, такие системы правомерно обозначать как документально-коммуникационные.
        Из сказанного следует, что в вузах культуры и искусства в ранг общепрофессиональных выходят документология, семиотика, наука о социальных коммуникациях. От них далее должен распространяться веер специальных дисциплин, конкретизирующих для каждого отдельного случая положения ноологии и других перечисленных общепрофессиональных дисциплин.
        На библиотечно-информационных факультетах в дополнение к общепрофессиональным необходимы специальные кафедры документоведения, книговедения и иные – по их потребностям и возможностям.
        Предложенный подход равно приемлем ко всем дисциплинам документально-коммуникационного цикла. Поэтому кафедра документальных коммуникаций должна быть на каждом факультете соответствующего профиля, а помимо нее – еще специальные кафедры: журналоведения – на факультете журналистики, семиологии – в консерватории, книговедения – в университете печати, документоведения – в историко-архивном институте и т.д.
        Пока что данный подход выполняется лишь частично, без должного теоретического обоснования, преимущественно на эмпирической основе – в силу ощущаемой специалистами потребности в более общих, нежели их специальность, дисциплинах.
Hosted by uCoz