Соболева А.А.
НИРС – ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ 
ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

        В Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина (ТГУ) – широкопрофильном классическом типе высшего учебного заведения, отвечающего региональной политике образования, подготовка специалистов осуществляется на 16 факультетах по 36 специальностям.
        Содержательные параметры профессиональной подготовки студентов по специальности 052700 «Библиотековедение и библиография» отражены во внутриуниверситетском образовательном стандарте, разработанном факультетом информационных ресурсов на основе государственного образовательного стандарта, ставшем основой для разработки профессиональных образовательных программ, комплекса учебно-методических документов и ориентиром для студентов, преподавателей кафедры библиотековедения и библиографии на весь период обучения.
        Качественный уровень профессиональной подготовки студентов специализаций «Библиотечное обслуживание» и «Библиотечная работа с детьми и юношеством» определяется единством их теоретической, научно-исследовательской и практической деятельности. Эффективным средством в библиотечно-информационной подготовке специалистов в целях сближения современной теории и практики являются филиалы кафедры, созданные на общественных началах при Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А.С.Пушкина, Тамбовской областной юношеской библиотеке, Тамбовской областной детской библиотеке, ставшие единым учебно-научно-производственным комплексом. 
        Из наиболее приоритетных форм и методов обучения, проводимых не в лабораторных условиях на имитационной модели, а в реальной библиотечной обстановке с привлечением специалистов-практиков, являются организационно-мыслительные, организационно-деятельностные, коммуникативные игры (моделирование ситуаций, деловая игра, диады, и др.), позволяющие проверить уровень теоретических знаний, межличностного общения студентов; создать у них престижную психологическую установку к библиотечной профессии, справочно-информационной и научно-исследовательской работе.
        Профессорско-преподавательский коллектив выпускающей кафедры в составе 9 человек (80 % – выпускники ТГИК) успешно осуществляет индивидуальное руководство НИРС, в рамках трех существующих научных студенческих кружков и восьми действующих проблемных творческих групп, прививая студентам навыки теоретической, экспериментальной работы. Приоритетными в тематике НИРС признаны проблемы изучения непрерывного образования, истории и современного состояния отечественного и зарубежного библиотечного дела, формирования фондов публичных библиотек, круга чтения детей и юношества, совершенствования библиографической деятельности информационных учреждений региона. В течение последних пяти лет со дня образования ТГУ им. Г.Р. Державина на кафедре библиотековедения и библиографии защищено 150 дипломных работ, носящих научно-исследовательский, учебно-исследовательский комплексный характер. В целях исключения субъективизма в их оценке на факультете информационных ресурсов разработан и издан в 1999 г. регламентирующий документ по подготовке, оформлению и защите дипломных работ.
        Дипломные работы, выполненные по социальному заказу с получением актов внедрения, благодаря взаимодействию, сотрудничеству кафедры с библиотеками, архивами, музеями, творческими союзами, учебными заведениями г. Тамбова, широко используются в различных социокультурных, научно-информационных и образовательных учреждениях. Например, по заказам Тамбовского областного отделения по нобелистике РАЕН, Нобелевской научной библиотеки МИНЦ, Тамбовского филиала МГУКИ выполнены дипломные работы, посвященные проблеме библиографирования произведений лауреатов Нобелевской премии и литературы о них, Музейно-выставочного комплекса Тамбовского военного авиационного инженерного института, в целях реализации Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» планируется защита 15 дипломных работ в 2003 г., материалы которых станут основой при создании научно-вспомогательного библиографического указателя «Победные дни России». Сложность выполнения заказа состоит в выявлении документов с глубиной ретроспекции 7 веков (XIII–I пол. XX в.) со Дня победы русского воинства А. Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (5.04.1242.), Д. Донского над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (8.09.1380), силами народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского по освобождению Москвы от польских интервентов (25.10 (4.11) 1612), Петра I над шведами в Полтавском сражении (27.06 (8.07) 1709) и морской победы русского флота над шведами у п-ова Гангут (27.07 (7.08) 1714), Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у о. Тендра (28-29.08 (8-9.09) 1790), А.В. Суворова при взятии Измаила (11 (22).12.1790), М.И. Кутузова в Бородинском сражении с французской армией (26.08 (7.09) 1812), П.С. Нахимова над турецкой эскадрой в Синопской бухте (18 (30).11.1853), победы Красной Армии над кайзеровскими  войсками Германии (23.02.1918), немецко-фашистскими захватчиками в битвах под Москвой (5.12.1941), Сталинградом (2.02.1943), на Курской дуге (23.08.1943), при снятии блокады г. Ленинграда (27.01.1944) до Дня победы советского народа в Великой отечественной войне (9.05.1945). Даты победных дней России с 1612 до 1918 г. даны по новому и старому стилям, согласно юлианскому и григорианскому календарям.
        В условиях интенсивного развития науки регионоведения проблемы изучения краеведческой деятельности библиотек, уровня обеспеченности библиографической информацией специалистов региона по различным отраслям знаний, библиографирования документов по краеведению, произведений писателей, художников, зодчих, ваятелей, композиторов Тамбовского края и литературы о них, а также экспонатов Музея медицины, Дома-музея усадьбы С.В. Рахманинова в Ивановке, Дома-музея Г.В. Чичерина в целях создания краеведческих библиографических ресурсов стали предметом НИРС. Ежегодно более 30 студентов участвуют в работе научных студенческих конференций. В 1997/2000 гг. на всероссийские, университетские, областные конкурсы было рекомендовано 12 лучших студенческих работ, 9 из них были удостоены премий, дипломов, грамот Министерства образования РФ, Министерства культуры РФ и ТГУ им. Г.Р. Державина, другие награждены ценными подарками, отмечены благодарностями оргкомитетов университетского и областного конкурсов.
        Успех НИРС зависит от совершенствования форм и критериев подхода к ее организации с учетом специфики кафедры; актуальности тематики и изменения в учебном плане количества времени на выполнение дипломных работ до восьми недель; создания информационной среды, информационных ресурсов, их доступности независимо от местонахождения; взаимодействия, сотрудничества кафедры с социокультурными и научно-информационными центрами; активизации участия студентов в научно-практических конференциях, конкурсах научных работ различных уровней и областных семинарах, «круглых столах» библиотечных работников. Назрела необходимость морального и материального поощрения работников библиотек с высоким уровнем профессионального сознания за создание комфортных условий в организации учебного процесса, производственной практики и научно-исследовательской работы студентов.
Hosted by uCoz