Силкова Г.В.
МЕТОДЫ СВЕРТЫВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ

        Структура информационных ресурсов, которыми владеют библиотеки, в современных условиях имеет тенденцию к видоизменению. Это касается, в первую очередь, вторичных документов, создаваемых и распространяемых через библиотеки и информационные центры.
        Появлению разнообразных информационных документов способствуют, с одной стороны, информационные потребности не столько в получении сигнала о наличии документа с нужной информацией, сколько необходимость получения информативных фрагментов по теме, и, с другой стороны, возможность оперативной подготовки и передачи больших объемов информации с помощью новых информационных технологий. Все большая доля в структуре вторичных документов стала принадлежать документам с реферативной и обзорной информацией.
Современный работник библиотеки или информационного центра должен владеть всем комплексом методов свертывания информации. В настоящее время можно выделить три группы методов аналитико-синтетической обработки первичной информации: общенаучные методы, информационно-прогностические методики, методики создания информационных документов.
        Применение общенаучных методов в процессах свертывания информации подробно рассматривается в работах В.И. Соловьева, А.А. Гречихина, И.Г. Здорова.
        К информационно-прогностическим методикам мы относим методы обработки исходной информации, позволяющие не только представить семантическую информацию на вторично-документальном уровне, но и сделать прогноз или определить тенденции развития объекта рассмотрения, т.е. создать выводное знание. Наличие прогностических выводов имеет особое значение для информационных документов социально-политического и экономического содержания. К информационно-прогностическим методикам относятся: контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование, моделирование и другие. Их применение предполагает использование компьютерных технологий.
        Основными методиками создания документов вторично-документального уровня являются методика библиографирования, методика аннотирования, методика реферирования и методика обозрения.
        Библиографирование – процесс создания библиографической информации, включающий методы библиографического выявления, библиографического анализа документа, библиографического отбора, библиографической характеристики и библиографической группировки.    Создание библиографической информации – это достаточно высокий уровень свертывания исходной информации. Методика библиографирования является основой подготовки библиотекаря-библиографа. Однако библиографическая информация может обеспечить только библиографические потребности в информации и потому недостаточна для всего спектра информационных услуг современной библиотеки. Методика библиографирования предполагает рассмотрение методов аннотирования и других способов библиографической характеристики документа. Однако для библиографирования они выступают как вспомогательные способы.
        Аннотирование – процесс, позволяющий конкретизировать сведения о содержании исходного документа. Методика аннотирования имеет много общего с методикой создания рефератов. Аннотирование документов традиционно изучается в библиографических курсах и является необходимым аспектом профессиональных знаний библиографа.
        Реферирование – процесс свертывания информации с предоставлением основных фактических сведений и выводов из содержания исходного документа. Методика реферирования достаточно разработана как в традиционном, так и автоматизированном режимах. В библиографических курсах изучается с 80-х гг. В Ровенском государственном гуманитарном университете читается специальный курс «Методика реферирования».
        Обозрение – совершенно иной процесс свертывания информации, основывающийся на методике выявления информативных фрагментов по теме запроса, их систематизации в новую содержательную целостность и разработке в случае необходимости «выводного знания» о предмете обзора. Информационные документы с обзорной информацией наиболее отвечают задаче обеспечения информационных потребностей. Подчиненность запросам потребителей информации обусловила большое разнообразие жанров обзорных документов: библиографический обзор, аналитический обзор, обзорная справка, дайджест, информационно-аналитическая справка и др.
        Многие из названных обзорных документов издавна создавались в библиотеках и научно-информационных центрах. Однако в библиографических курсах изучение методики обозрения ограничивалось только изучением подготовки библиографических обзоров. Такой подход в современных условиях является недостаточным. Методика обозрения должна изучаться будущими библиографами как необходимый элемент профессиональных знаний и умений.
        Часть рассмотренных методов выходит за рамки библиографической деятельности. Однако изучение их целесообразно вести в учебных дисциплинах библиографического цикла, где обеспечивается понимание взаимосвязи информационных потребностей и возможности их информационного обеспечения. При этом методика реферирования и обозрения может быть вынесена в специальный курс, для которого изучение методов библиографирования будет исходным пунктом для дальнейшего углубления знаний по методике свертывания информации. Техническая сторона использования современных информационных технологий должна изучаться в дисциплинах информационного цикла.
Hosted by uCoz