Политыко Э.Д., Акулич В.А., Северина Ю.А. Федосеня И.В.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНТЕРФЕЙСА КОМПЬЮТЕРНОЙ
КОНТРОЛИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ:
«БИБЛИОТЕЧНО ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ»

        Библиотечно-информационное образование на современном этапе не мыслимо без использования информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют внедрить программированное и дистанционное обучение.
        Этот метод имеет ряд преимуществ. В их основу положена самостоятельная интерактивная индивидуальная работа студента со специально разработанными учебными материалами, причем расстояние между обучающимся и образовательным учреждением не играет роли. Каждый может учиться, выбирая свой темп и технологию обучения. Каждая отдельная дисциплина или комплекс дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям, из набора независимых учебных курсов. Обучение может проводиться при совмещении с основной профессиональной деятельностью или с учебой, т.е. «без отрыва от производства». 
        Важным аспектом является система поддержания уровня качества обучения и контроля за знаниями. Программированное обучение позволяет преподавателю более гибко и качественно осуществлять функции контроля. Возникает возможность не только для анализа результатов успеваемости, но и объективной оценки сложности вопросов экзаменатором. 
        Компьютерная программа контроля знаний должна включать следующие составляющие: подготовка текущего, рубежного и итогового контроля, проведение контроля, анализ результатов, управление базами данных по экзаменуемым. Для осуществления контроля по курсу «Библиотечно-информационный маркетинг» необходимо создать интерфейс, позволяющий задавать и корректировать вопросы по разделам. Экзаменатор выбирает типы задаваемых вопросов (с конструируемым ответом, выборочным ответом и др.), формирует ответ (т.е. отмечает, какой из ответов правильный, либо как должен выглядеть правильный ответ). Например: «Назовите определение маркетинга, которое дают Ф. Котлер Г. Амстронг Д. Сондерс В. Вонг в книге «Основы маркетинга» и дается ряд определений разных авторов. «Или кто отец американской рекламы?» и поле для ввода правильного ответа. 
        Подготовка вопросов – этап весьма трудоемкий, особенно если количество вопросов велико (как это и должно быть при машинном контроле знаний).
        Следующий этап – формирование алгоритма проведения контроля. Преподаватель вводит вопросы в программу, определяет их количество для всех видов контроля и критерии отбора, вопросы и их последовательность определяются индивидуально для каждого экзаменующегося или для всех; выборка вопросов может производиться случайным образом для каждого экзаменуемого либо для всех (при этом экзаменатор имеет возможность потребовать, чтобы обязательно попадали вопросы по каждой из тем либо указывать, сколько вопросов должно попадать из каждой темы); задать продолжительность экзамена и/или время начала и/или окончания экзамена; ограничивать время ответа на каждый вопрос; разрешать или не разрешать переход к следующему вопросу, если нет ответа или правильного ответа на текущий вопрос; ограничивать число неправильных ответов и информировать (или нет) о неправильном ответе; разрешать возвращаться к предыдущим вопросам и просматривать /корректировать ответы; давать возможность сразу просматривать все вопросы и выбирать последовательность, в которой на них отвечать; показывать время, остающееся до конца экзамена и/или до конца ответа на вопрос; раскрывать «стоимость» вопроса и шкалу оценок.
        На последнем этапе подготовки контроля устанавливается «вес» каждого вопроса, т.е. количество баллов за правильный ответ и строится алгоритм выставления оценки. Для этого устанавливается шкала: количество набранных баллов на «отлично», «хорошо» и т.д. Можно вводить и другие оценки, например, зачет/незачет – шкала с двумя оценками. Оценка за экзамен может выводиться как за набранное число баллов при ответах на вопросы, так и по другим правилам. Например, вычисляются оценки по темам, а результирующая выставляется как средняя или минимальная. Если вопросы равноценны, сложность экзамена оценивается количеством вопросов, если «стоимость» вопросов различна, сложность экзамена оценивается их суммарным «весом». 
        Экзаменатор задает сложность экзамена, указывает ограничения на количество вопросов, а компьютер формирует набор вопросов с суммарным «весом», равным заданному. Это задача решается методами математического программирования. Если решения не существует, следует ослабить ограничения на количество предлагаемых вопросов и задать сложность в некотором промежутке. 
        Для проведения контроля интерфейс строится из двух частей: контролируемого и преподавателя. Интерфейс контролируемого предусматривает регистрацию (при этом его реквизиты уже должны быть в базе данных). Вид окна для контролируемого зависит от настройки при подготовке экзамена (это присутствие тех или иных кнопок навигации, указателей времени и т. п.). Все элементы окна должны быть стандартными, количество их минимально (т. е. недоступные элементы должны отсутствовать на экране, нежелательно присутствие скроллинга). Интерфейс преподавателя должен обеспечивать оперативный контроль за ходом экзамена.
Анализ результатов. Это обеспечение статистической обработки результатов контроля (оценок; времени, затраченного на ответы) в различных аспектах: по разным видам контроля, по вопросу, оценка отдельных вопросов и тестов, построение гистограмм. 
        Управление базами данных. Это ведение баз данных с персональными сведениями о контролируемых. Помимо фамилии, имени и т. п. сюда заносятся отметки о допуске к экзамену. Для занесения информации предусматриваются специальные входные формы. 
Выходные формы представляют собой индивидуальные протоколы экзаменуемого по каждому экзамену и содержат заданные вопросы, ответы с указанием правильности, оценку за ответ, время, потраченное на ответ, итоговые оценку и время.
        Мы надеемся, что совместный труд программистов, преподавателей, магистрантов и студентов по созданию интерфейса компьютерной контролирующей программы создаст предпосылки для повышения уровня преподавания по курсу: «Библиотечно-информационный маркетинг».
Hosted by uCoz