Перминова О.И. 
К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОХРАННОСТИ И
КОНСЕРВАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ

        Проблема сохранности и консервации документов существует со времен появления человеческой цивилизации. Однако образовательный процесс в нашей стране почему-то обошел стороной подготовку специалистов в этой области. В программах по обучению библиотекарей нет курса консервации документов.
        Обеспечение сохранности включает в себя несколько понятий. Одно из них – сохранность в аспекте библиотечной работы. Под этим мы понимаем учет и систематическую проверку фондов, обеспечение сохранности при комплектовании фондов и обслуживание читателей, предотвращение хищений и воспитательную работу с персоналом библиотеки и читателями. Другой аспект сохранности – консервация документов, т.е. сохранность посредством режима хранения, стабилизации реставрации, и изготовлении копии документа.
        В России сегодня каждая или почти каждая ведущая организация, которая так или иначе занимается сохранностью и консервацией документов имеет свою программу повышения квалификации специалистов-консерваторов. В РГБ есть учебный отдел с правом выдачи документа государственного образца об окончании курса. На базе этого отдела и НИЦКД библиотекари РГБ и Москвы проходят курс повышения квалификации. В качестве дополнительного курса они получают теоретические знания и практические навыки по консервации документов. Программа для консерваторов разработана на 500 учебных часов, но в рамках курсов ВБК выделено только 80 часов. Даже такой небольшой курс позволяет повысить у хранителей фондов понимание значения консервации и, что особенно важно, осознание значимости условий окружающей среды, хранимых ими фондов. Однако такого повышения квалификации явно недостаточно.
        Образовательные программы ведущих гуманитарных университетов мира, которые уже имеют опыт подготовки кадров в области сохранности и консервации, опубликованы. Их можно взять за основу для разработки своих программ, с учетом специфики преподавания в наших вузах. Те вопросы, которые мы только начинаем обсуждать сейчас, наши коллеги в США успешно завершили образовательными программами в 1976 г., которые, следовательно, апробированы временем и вполне доступны для ознакомления.
        Программа для специалистов по консервации Колумбийского Университета, например, состояла из четырёх семестров учебных занятий, двух периодов работы по специальности во время летнего семестра и курса из двух семестров в течение третьего и последнего года обучения. При успешном окончании выпускник получал степень дипломированного научного работника (библиотечной службы) в Колумбийском Университете, а также удостоверение специалиста по библиотечной и архивной консервации, которое выдавалось совместно Школой библиотечного обслуживания при Колумбийском университете и Центром консервации при Нью-Йоркском университете.
Программа Университета Канберры в Австралии начала свое существование в 1978 г. Первые выпускники получали диплом Ассоциации и степень магистра, затем появились диплом бакалавра (например, бакалавр прикладной науки консервации культурных ценностей) и степень доктора философии. 
        Учитывая опыт наших зарубежных коллег, по-видимому, следует готовить специалистов по консервации и администраторов в сфере консервации, а также научных сотрудников. Специализации могли бы выглядеть так:
- администраторы в области консервации (для управления процессами сохранности, в том числе для проведения в жизнь широких программ управления);
- специалисты-консерваторы, специализированная подготовка и опыт которых позволяли бы им выносить суждения о потребностях консервации, методах обработки и материалах, а также проводить виды индивидуальной обработки при консервации;
- техники-консерваторы с большими навыками практической консервации, которые смогут проводить обработку под руководством специалиста по консервации; 
- научные работники в сфере консервации, которые смогут проводить исследования по проблемам сохранности, оказывать аналитические услуги, консультировать специалистов по консервации и преподавать на курсах по подготовке специалистов.
        На наш взгляд, следует разрабатывать две взаимозависимые программы: одну для специалистов по консервации, а другую для администраторов в области консервации, а может быть, и сохранности в целом. Специальность консерватора требует обязательной подготовки в области химии. Программа подготовки должна предполагать развитие у студентов понимания проблем, которые приводят к появлению программ библиотечной сохранности. Студентов следует ввести в понимание  управлением процессами сохранности для библиотек.         Необходимо раскрыть понимание основных технологий сохранности, планирования процессов сохранности и взаимозависимости библиотекарей и специалистов по консервации. Такие курсы за рубежом обычно организованы при университетах. Это позволяет одновременно давать студентам знания по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Следует иметь в виду, что нет необходимости организовывать большой прием студентов на такие курсы. Из опыта зарубежных коллег стало очевидным, что нет потребности в больших наборах студентов. 
        У зарубежных коллег можно взять за основу программы, уже апробированные временем, трансформировав их соответственно российским условиям. Это значительно облегчит работу. Университет Канберры, например, опубликовал свою программу, расписанную по часам и предметам. 
        Пол Бэнкс, американский специалист по консервации, автор одной из зарубежных образовательных программ в области подготовки специалистов по сохранности и консервации библиотечных документов сказал: «Вследствие того, что почти за каждым аспектом консервации следует комплекс технических проблем, ни одна из этих достойных задач не может быть эффективно решена без наличия тщательно подготовленных специалистов. Это всё равно, что пытаться вылечить человека без врачей». И с этим трудно не согласиться.
Hosted by uCoz