Пачкова В.Г.
ПРОБЛЕМА «БИБЛИОТЕКАРИ КАК ЧИТАТЕЛИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БИБЛИОТЕК» В 
ПРОФИЛИРОВАННОМ УЧЕБНОМ КУРСЕ: «БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ 
СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ»

        Деятельность любой библиотеки, особенно обслуживание читателей, зависит от общей и читательской культуры библиотекарей, их начитанности и информированности. И сегодня актуальны слова Л.Б. Хавкиной, сказанные ею в 1930 г.: «Нельзя представить себе истинного библиотекаря без достаточной начитанности и без достаточного знания книг. Это главное, что нужно библиотекарю».
        Отражение названной проблемы не сходит со страниц профессиональной печати более 25 лет. Этим вопросам посвящены специальное социологическое исследование общероссийского масштаба «Чтение библиотекарей», продолжающееся и сегодня, а также многочисленные исследования, проводимые самостоятельно в различных регионах страны.
        Накоплен, проанализирован и обобщен значительный исследовательский материал для внедрения в практику работы конкретных библиотек, методических центров, учебных заведений.
        Профилированный курс: «Библиотечное обслуживание специалистов гуманитарного профиля » предусмотрен учебным планом и читается студентам на 4 курсе заочного факультета библиотековедения, библиографии и информатики МГУКИ.
        Он позволяет обратить внимание на специфику информационных потребностей и запросов специалистов, проблемы формирования их информационной культуры, особенности библиотечного обслуживания.
        Компьютерной культуре специалистов-гуманитариев, применению новых технологий в процессе их библиотечно-информационного обслуживания, посвящена специальная тема.
        В учебный курс входят также проблемы, связанные с изучением и определением круга чтения библиотекарей, рассматриваемых в качестве специалистов гуманитарного профиля.
        Тема «Библиотекари как читатели» включает в себя изучение следующих вопросов:
- читательское развитие как главная сущностная черта, характеризующая профессиональное лицо библиотекаря;
- факторы, влияющие на формирование читателей-библиотекарей;
- состав и содержание чтения библиотекарей по данным конкретно- социологических исследований;
- цели и мотивы чтения библиотекарей;
- влияние профессиональной деятельности на чтение;
- типология читателей-библиотекарей;
- единство и различие в читательской деятельности библиотекарей и пользователей библиотек;
- организация различных занятий в системе повышения читательской квалификации библиотекарей.
        Большую теоретическую и практическую значимость имеет тема: «Библиотекари как пользователи библиотек», включающая два комплекса вопросов:
    1. Восприятие библиотеки как культурно-информационного центра по различным отраслям знаний. Библиотекарь-исследователь, его обращение к специалистам и к фондам других библиотек. Использование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих быстро ориентироваться в потоке литературы, оперативно вести библиографические разыскания. Библиотекарь как лидер чтения, помощник читателя.
    2. Деловое чтение библиотекаря, его организация. Специальные библиотечные способы чтения. Профессиональный просмотр литературы. Условия, необходимые для продуктивного чтения. Проблема использования рабочего времени для знакомства с литературой. Работа с библиотечными книгами на дому. Студенты библиотечно-информационных факультетов вузов культуры как пользователи библиотек.
В рамках этих тем предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий («Методика скорочтения: быстрого, динамично-рационального чтения», «Определение читательских уровней (типов) восприятия художественной литературы») и специального исследования: «Круг чтения студентов-гуманитариев».
        Существенную помощь студентам оказывает изданная программа и материалы к изучению курса: «Библиотечное обслуживание специалистов гуманитарного профиля», подготовленные Шапошниковым А.Е. и Пачковой В.Г. (М., 1998). 
Hosted by uCoz