Паршукова Г.Б. 
ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ 
СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

        Развитая система современного информационно-библиографического и библиотечного обеспечения образования в регионе является необходимым условием для поддержки такого важного аспекта современной парадигмы образования, как его доступность через систему дистанционного образования (ДО). Концептуальные и методические проблемы включения научных библиотек в региональные системы дистанционного образования являются не только перспективой научных исследований, но и насущной практической задачей. 
        Основная функция системы ДО чаще всего формулируются так: предоставить студенту доступ к учебному материалу в удобной форме. Возможность выбора тьютора (преподавателя) студентом и наоборот относится к несомненным достоинствам системы ДО, также как и возможность контроля процесса обучения и знаний студентов преподавателем в удобной форме (как для студентов, так и для преподавателей).
Одной из главных задач, возникающих при организации систем ДО и определяющих впоследствии их эффективность, является представление учебной информации в виде образов, адекватных объектам реального мира и с учетом индивидуальных особенностей механизмов восприятия обучаемого. Следовательно, основной задачей, решаемой при создании систем ДО, является создание специфической информационной среды.
Современная информационная среда отличается особой динамичностью развития и, применяя терминологию информационных технологий, мультимедийностью. В конечном счете, говоря о современной информационной среде общества, следует иметь в виду совокупность систем, базирующихся на различных технологиях, культурных традициях и имеющих различную историческую традицию и перспективу. С точки зрения библиотековедения можно выделить несколько основных систем, составляющих информационную среду для образования:
1) традиционная библиотечно-библиографическая среда, базирующаяся на традиционных библиотечных услугах и библиографическом обслуживании, насчитывающая несколько тысячелетий своих традиций;
2) государственная научно-техническая система научно-технической информации – традиционная среда научно-технической информации, базирующаяся на системе информационных изданий, информационных услуг, предоставляемых органами НТИ различных уровней (к сожалению, находящаяся в некоторой стагнации, но имеющая перспективу прогрессивного развития);
3) современная электронная среда, образующая в совокупности виртуальную мировую библиотеку, использующая глобальные коммуникации и базирующаяся на компьютерных мультимедийные технологиях.
        Учебную дисциплину, основанную на дистанционных технологиях обучения можно определить как специфический электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), включающий компьютерную, методическую и организационную составляющие единого учебного процесса, происходящего на отдаленном расстоянии между преподавателем и студентами. Концепция ЭУМК может быть сформулирована следующим образом: создание информационной гипертекстовой мультимедийной среды и навигация в ней. Именно поэтому определенная часть информации не может быть обеспечена одним специалистом в предметной области (преподавателем вуза). 
        Итак, ЭУМК для системы ДО должен стать частью виртуальной мировой библиотеки, а разработка систем навигации в ней должна соотноситься с принципами активности и ответственности учащегося за свое обучение, т.е. выполнять традиционную для информационно-библиографических систем когнитивную функцию. Большую часть ЭУМК (ссылочную) должны обеспечить специалисты в области поиска информации. Как правило, это специалисты, владеющие не только автоматизированными информационными технологиями, но и имеющие опыт поиска информации в традиционных информационных потоках.
        Дидактическая особенность информационной среды дистанционного образования состоит в том, что она служит для поддержки познавательных стремлений обучаемого, тем самым полностью соответствуя креативной парадигме современных технологий обучения). Таким образом, развитие систем дистанционного образования, базирующихся на телекоммуникационных технологиях это, прежде всего, организация и развитие специфической информационной среды образовательного пространства территорий, системообразующим центром которой должны стать научные библиотеки.
Hosted by uCoz