Панкова Е.В., Беркутова Л.С.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА БИБЛИОТЕЧНОЙ РАБОТЫ: ВЗГЛЯД С РАЗНЫХ СТОРОН

        В ноябре 1994 г. в Братиславе состоялся учебно-практический семинар по образованию и подготовке специалистов в области информации в странах Восточной Европы и СНГ. В основном докладе были сформулированы общие проблемы, характерные для системы образования, в их числе: «библиотечные вузы не имеют большого авторитета и им не уделяется должного внимания в обществе, поскольку обучение ведется в основном традиционным путем; методы преподавания не нацелены на приобретение критических или аналитических навыков, несмотря на то, что предприимчивость и другие способности студентов находятся на неплохом уровне».
        Одну из причин существования данных проблем обозначил в своей статье К.К. Колин: “В современной системе реализуется концепция поддерживающего образования. Ее суть заключается в том, что подготовка специалистов ведется на базе требований сегодняшнего дня без учета развития специальности в будущем”.
        Но скорость смены профессиональных навыков и подходов на сегодняшний день невероятно велика. Так, по данным статистических исследований, в настоящее время количество информации удваивается ежегодно, а к 2020 г. удвоение будет проходить раз в 72 дня. 
Безусловно, система поддерживающего образования уже не может отвечать темпам обновления профессиональных знаний, обеспечить подготовку специалиста, способного чувствовать себя уверено в быстро меняющемся мире. Мы должны развивать системный подход к получению знаний, обучать механизму выбора нужных данных и самостоятельному принятию решения. В обществе все более сильной становится тенденция развития образования на базе опережающей системы обучения, обучения специалистов самостоятельному получению знаний. 
        С одной стороны, во все сферы профессиональной деятельности внедрены новые технологии, 80 % на базе компьютерной техники, с другой стороны – в образовательной системе превалирует традиционалистский подход в подготовке специалистов, отстающий на 3-5 лет от реально существующих процессов.
        Что же представляет собой новая технология обучения? Она базируется на высокой доле самостоятельной работы студента, на подготовке индивидуальных заданий по курсу, предполагающих максимальную реализацию мыслительных и творческих способностей обучаемого. Наряду с традиционными формами организации учебного процесса широко применяют «ситуационные» методы, стажировки, проектирование. И здесь неоценима роль совместной работы учебного заведения и библиотеки. В этом тандеме студент получает и закрепляет профессиональные навыки, оценивает реальное состояние и перспективы своей профессиональной деятельности. Библиотека, в свою очередь, получает существенную помощь, возможность готовить профессионала в свете своих потребностей в специалистах. Ко всему прочему столь тесная работа – прекрасная возможность для обмена опытом, повышения квалификации как преподавателей, так и работников библиотек.
        Большой популярностью у студентов и преподавателей пользуется урок «Возможности использования компакт-дисков в библиотеке». Первая часть урока посвящена основным характеристикам СD-ROM, изучаются история появления, технология получения, история первых российских компакт-дисков, выделяются основные группы создателей дисков в России, область применения CD, виды дисков по содержанию представленной информации. Заканчивается занятие последовательным ознакомлением студентов с дисками, находящимися в фонде библиотеки. За время проведения урока студенты обучаются работе с гипертекстом, знакомятся с мультимедийными возможностями энциклопедий на компакт-дисках.
        Считается, что подготовка специалистов – проблема учебного заведения. На самом деле она общая. Библиотеки должны быть столь же заинтересованы в профессионализме будущих специалистов, их легкой и быстрой адаптации на рабочем месте.
        К данному направлению относится и высокая степень технологизации учебного процесса, применение в образовательной деятельности компьютерных технологий. В этой области сегодня есть много новаторских решений: обучающие программные комплексы на базе тестовых, экспертных систем или виртуальной реальности, дистанционное обучение. В современных условиях, компьютер является не средством изучения, а способом обучения. Естественное его использование в рамках предметной области – основа качественной подготовки специалиста. 
        Организационно эти вопросы можно решить следующим образом:
    1. Обучение преподавателей и библиотекарей навыкам работы на компьютере (например, в рамках компьютерного класса учебного заведения) с последующим освоением технологии работы в рамках конкретного АРМа определенной или разных библиотечных систем (на базе соответствующих библиотек или в рамках повышения квалификации). В дальнейшем подготовленный преподаватель или библиотекарь могут свободно рассказывать о новых информационных технологиях на определенном участке библиотечной работы, используя соответствующее компьютерное обеспечение;
    2. Организация обучения студентов навыкам профессиональной деятельности при реализации (в рамках практических и лабораторных работ) творческих заданий библиотеки (проведение маркетинговых и мониторинговых исследований, подготовка информационных и библиографических списков литературы, разработка сценариев и проведение различных мероприятий, участие в дообработке изданий библиотеки, поиске информации по запросам и т.д.).
        Проведение совместных практических работ или семинаров, выбор темы курсовой работы применительно к конкретной библиотеке – все это перспективные направления развития образования на базе новых технологий, позволяет студентам получить системные знания в профессиональной области, научиться самостоятельному отбору данных и принятию решения. 
        В 1998 г. началось совместное обучение студентов Санкт-Петербургского библиотечного техникума практическим навыкам использования новых информационных технологий на базе ЦБ ЦБС Московского района. А с 2000 г. разработан проект совместной деятельности техникума и   Центра деловой книги ГУМЦБС Центрального, Адмиралтейского районов г. Санкт-Петербурга.
        Таким образом, в современных условиях происходит слияние библиотечных и информационных дисциплин в подготовке профессионала. Библиотеки осознают необходимость активного творческого участия в процессе подготовки будущих кадров. А перед учебными заведениями встают три основные задачи: 1) междисциплинарный характер учебных программ; 2) разумное сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в области гуманитарных, технических и специальных дисциплин; 3) необходимость привить студентам умение адаптироваться к техническим, социальным, культурным изменениям, влияющим на профессию.
Hosted by uCoz