Матвеева Г.В.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СЕКРЕТАРЕЙ РАЗЛИЧНЫХ 
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        За последние годы информация (устная и документальная) стала играть существенную роль во всех сферах общественной деятельности. В работу с ней вовлекается все более значительная часть человеческих ресурсов. Поэтому сегодня особое значение стало приобретать обеспечение учреждений, организаций, предприятий, фирм специалистами, занимающихся информационно-документационным обслуживанием. В связи с этим знания в области аналитико-синтетической обработки документов, накопленные в библиотечно-библиографической деятельности, переосмысливаются на новом уровне.
Анализ данных, полученных в ходе проведенного нами исследования, показал, что такие библиотечно-библиографические процессы, как библиографическое описание, индексирование (классификация и предметизация), аннотирование, реферирование, библиографическое обозрение и т.д. все больше используются в работе специалистов других сфер деятельности, в том числе в работе секретарей-референтов. При этом, осуществляя выше перечисленные процессы на практике, мало кто задумывается о сущности и природе их происхождения. Это приводит к недооценке библиотечно-библиографических знаний, а следовательно, к не вполне качественному их использованию, несмотря на их значимость в совершенствовании управленческой деятельности.
        Так, результаты проведенного нами исследования показали, что такой процесс АСОД, как библиографическое описание, является важной составляющей в работе секретарей. Знание теории и методики библиографического описания и использование таких автоматизированных библиотечных программ, как MARC, USMARC, VNIMARC и т.д. позволит повысить качество их профессиональной деятельности. Поэтому знакомство секретарей в ходе самообразования с публикациями таких авторов, как Н.А. Никифоровская, А.И. Михайлов, А.И. Чернов, Р.С. Гиляревский, Г.Г. Фирсов, Н.М. Шиндряева, Т.А. Бахтурина, И.Г. Моргенштерн, И.Г. Чистяков и др. позволит им лучше понять суть БО и повысить эффективность принятия управленческих решений.
        Процесс индексирования (классификации и предметизации) документов, с учетом специфики профессиональной деятельности, относится к числу наиболее практически реализуемых в работе секретарей, хотя в теоретическом и методическом плане вопросы индексирования документов в наибольшей мере разработаны в библиотечно-информационной деятельности и науке. По данным опроса, 54 % респондентов занимаются группировкой документов по принятому в их деятельности классификатору, а остальные 46 % группируют по своей системе. Несмотря на относительную решенность в работе секретарей вопроса классификации для улучшения эффективности и качества их работы, а также повышения уровня профессиональной подготовки было бы полезно знакомить секретарей с различными системами классификации, применяемыми в библиотечно-информационной сфере деятельности, такими, как: «Универсальная десятичная классификация» (УДК), «Библиотечно-библиографическая классификация» (ББК), «Классификация библиотеки Конгресса», «Классификация «Блисса», «Классификация двоеточием», фасетная (Colon Classe Lecation) Ш.Р. Ранганатана, «Международная классификация изобретений» (МКИ), и т.д., а также с различными фасетными, алфавитно-предметными и дескрипторными системами. Знакомство с такими системами позволит им быстрее сориентироваться при поиске необходимых руководителю источников информации и т.д.
        В ходе работы с документами у секретарей возникает необходимость краткого раскрытия и изложения их содержания. Около 50 % опрошенных респондентов реализуют эту функцию в своей работе. Поэтому мы считаем, что наработанные в библиотековедении и библиографоведении теоретические и методические знания по аннотированию являются актуальными для секретарей. Особо важными для них, на наш взгляд, являются работы таких авторов, Р.М. Савицкая, В.Т. Вытяжков, М.В. Истрин, А.В. Кременецкая, Н.Г. Чагина, А.А. Гречихин, А.А.Здоров, В.А. Яцко, Н.А. Яцкевич, В.П. Леонов и др., где наиболее полно раскрываются вопросы методики аннотирования и их классификации.
        По данным нашего опроса, из выше перечисленных процессов АСОД в работе секретарей наиболее применяемым является реферирование. Для 78 % опрошенных секретарей этот процесс является одной из важнейших функций в их работе. Поэтому работы таких видных специалистов в области библиотечно-библиографической и информационной деятельности, как G.J.C. Poffer, H.Borko, L.C. Berrier, В.И. Соловьев, А.И. Михайлов, А.И. Чернов, Р.С. Гиляревский, А.А.Гречихин, И.Г. Здоров, Б. Эндрес-Нигмаер, А.В.Соколов, В.А. Виноградов, О.Н. Образцов, А.А. Авдеев, Д.И. Блюменау и др., посвященные вопросам типизации и классификации, методике и этапам реферирования являются для секретарей весьма важными.
        Результаты исследования показали, что знания, наработанные в библиотечно-библиографической и информационной сфере деятельности необходимы секретарям. Используя эти знания в своей профессиональной деятельности, секретарь способствует наиболее быстрому прохождению информации через различные структурные подразделения внутри организации, что является чрезвычайно важным для эффективного функционирования организации. 
        Не смотря на значимость этих знаний сегодня они не получили должного места в государственных образовательных стандартах как среднего, так и высшего образования, на основе которых готовят секретарей, секретарей-референтов, документоведов и т.д. Поэтому нам остается только надеяться, что в будущем АСОД со всеми составляющими его библиотечно-библиографическими процессами займет достойную нишу в таких образовательных стандартах, как  «Делопроизводство и архивоведение управления» (06.11) и «Документоведение и документационное обеспечение управления» (350800).
Hosted by uCoz