Мануйлов И.Н.
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ 
БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В АСПЕКТЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

        Проблема безработицы является одним из основных источников социальной напряженности в современном обществе. Наибольшие трудности с трудоустройством испытывает молодежь, так как из-за отсутствия профессионального опыта и практических навыков её услуги остаются невостребованными на рынке труда.
        В Советском Союзе функции трудоустройства молодых специалистов выполняла так называемая «программа государственного распределения», которая позволяла учащимся по окончании высших и средних специальных учебных заведений не задумываться над вопросом поиска работы. Практически все были обеспечены работой по профилю и стабильной заработной платой. С распадом Советского Союза эта программа прекратила свое существование и молодым специалистам, получившим на базе вузов теоретические знания и определенные навыки, негде применить их, поскольку они сталкиваются с проблемной ситуацией современного рынка труда, с законами рыночной экономики и предпринимательской деятельности, а также с кризисным состоянием организаций бюджетной сферы. Ожесточившаяся профессиональная конкуренция привела к тому, что на стабильную и хорошо оплачиваемую работу в первую очередь могут претендовать люди с высоким уровнем профессионализма. Экономические трудности развития бюджетной сферы приводят к тому, что в системе российских библиотек за последние годы наблюдаются тенденции спада динамики кадров, сокращение числа вакансий и снижение заинтересованности руководителей библиотек в трудоустройстве молодых специалистов. Поэтому многие молодые люди после окончания учебы вынуждены работать не по профилю.
        Вместе с тем с учетом ситуации, сложившейся в современном российском обществе, следует отметить, что за последние несколько лет резко возросла как личностная, так и общественная значимость профессионального выбора, ценностное отношение к проблеме карьеры, самореализации, социального престижа. Одновременно возросла и сложность осуществления выбора профессии.
        Проблемная ситуация обостряется тем, что многие вузы еще не адаптировались к изменившимся условиям, находят частные решения, тогда как в наши дни востребован системный подход к роли и месту вуза в процессе профессионализации молодежи.
        Классическая триада этапов профессионализации: профориентация (довузовская и в учебном процессе), профподготовка в вузе и профадаптация по месту трудоустройства – актуальна и для современной ситуации. Однако конкретные технологии, финансовые меры, организационные формы этого процесса претерпевают под влиянием новых реалий существенные изменения.
        Одна из ключевых проблем новой системы – проблема установления контактов «вуз-работодатель» в ситуации, когда эти отношения не регламентируются государственными планами и разнарядками, юридической ответственностью сторон и т.п. Единственным вариантом остается взаимовыгодное сотрудничество, механизм реализации которого заключен в прямой заинтересованности сторон в совместном решении проблемы трудоустройства выпускников. 
        Одной из структур, могущих оптимизировать процесс функционирования системы «работодатель-выпускник», могут выступать местные муниципальные органы, призванные сегодня заниматься трудоустройством молодежи.
        Например, в Химках создан Информационно-деловой центр молодежи (ИДЦМ), основной задачей которого является обеспечение молодежи информацией, касающейся трудоустройства, учебы, спорта, досуга.
        Одним из структурных подразделений ИДЦМ является Информационно-аналитический отдел, в функции которого входит поддержка базы данных с типовыми показателями, отражающими положение молодежи за несколько лет. Отдел владеет обширной постоянно изменяемой информацией о динамике рынка труда. Это возможно лишь благодаря партнерским отношениям с различными муниципальными и коммерческими предприятиями, работающими в данной области. Специалисты отдела постоянно находятся в тесной связи с работодателями, выполняя для них подбор кадров из базы молодых специалистов.
        Но нельзя целиком полагаться на помощь со стороны, необходимо внутри вуза создать структуру, в функции которой входило бы сотрудничество с данного рода муниципальными и коммерческими предприятиями, а также самостоятельное привлечение работодателей, заинтересованных в наборе специалистов данного профиля.
        Вузовский центр трудоустройства выпускников должен выработать соответствующие стратегии с учетом региона, профиля специальностей, состояния рынка труда и т.п. Наиболее целесообразно сконцентрировать внимание на контактах с крупными профильными корпоративными клиентами, готовыми принимать на работу студентов в ходе производственной практики и по окончании обучения. 
        Важным элементом сотрудничества следует считать изучение мнения работодателей о содержании и качестве подготовки кадров, на основе анализа которого наиболее активные работодатели могут получать право целевого влияния на учебный процесс и индивидуализированную подготовку выбранных ими будущих работников.
Hosted by uCoz