Лиховид Т.Ф.
ЗАДАЧА ВОССТАНОВЛЕНИЯ КУРСА «ОБЩАЯ ИНОСТРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ»

        Курс «Общая иностранная библиография» в течение многих десятилетий (50-е – 80-е гг. ХХ в.) был одним из основных в профессиональной подготовке студентов библиотечно-информационных специальностей. Преподавание основывалось на известных трудах Г.Г. Кричевского «Общие библиографии зарубежных стран», К.Р. Симона «История иностранной библиографии», работах И.В. Гудовщиковой, К.В. Лютовой, А.Н. Веревкиной, Б.А. Семеновкера, Е.Г. Симоновой, И.Г. Горбачевой и других исследователей. В 1978 г. был издан единственный учебник по данному предмету – «Общая иностранная библиография» И.В. Гудовщиковой и К.В. Лютовой. Он раскрывал три комплекса вопросов, связанных с национальной библиографией, международной библиографией и библиографией второй степени, и содержал богатый источниковедческий материал.
        В 90-е гг. ХХ в. вопросы иностранной библиографии в отечественной и зарубежной специальной печати отошли на второй, если не на третий план. Основной проблематикой стали маркетинг, автоматизация, информатизация, функционирование глобальных информационных систем и др. Сказалась и естественная смена поколений преподавателей. Факт заключается в том, что уже несколько лет курс иностранной библиографии не преподается на библиотечно-информационном факультете МГУКИ. Такое положение вряд ли стоит признать правильным.
Знание истории формирования библиографической деятельности в международном масштабе, современных тенденций ее развития, элементов зарубежного библиографоведения, безусловно, необходимо библиотечно-библиографическим и информационным специалистам высшей квалификации. Эти знания дают возможность оценить место, занимаемое отечественной библиографией в мировом библиографическом пространстве, разбираться в глобальных информационно-библиографических процессах, осуществлять библиографический поиск по зарубежным источникам.
        Таким образом, задача восстановления курса «Общая иностранная библиография» назрела. Однако структура и наполнение курса должны стать несколько иными. В преподавании отечественного библиографоведения давно отказались от источниковедческого подхода. При изучении зарубежной библиографии вряд ли стоит испытывать память и терпение студентов длинными перечнями источников на многих и многих языках. Это задача справочников.
        На наш взгляд, структура курса может быть примерно следующей. 
    Раздел I. История возникновения библиографической деятельности. Следует показать зарождение библиографии в недрах библиотечного дела и ее развитие от связи с конкретным книжным фондом к созданию независимых источников библиографической информации. Проследить развитие форм библиографии вслед за развитием науки и культуры в человеческом обществе.
    Раздел II. Реализация основной идеи библиографии как специфической области человеческой деятельности – учета всех документов, функционирующих в человеческом обществе. От «Всеобщей библиотеки» Конрада Геснера – через деятельность Международного библиографического института П. Отле и А. Лафонтена в Брюсселе – к проекту Универсального библиографического учета и развитию национальной библиографии в каждой стране. Оптимальная модель национальной библиографии.
    Раздел III. Библиографический поиск по международным указателям (типа «Index Translationum») и глобальным информационным системам.
    Раздел IY. Зарубежное библиографоведение. Зарождение самоосознания библиографии. Первые теоретические обобщения периода Великой французской революции. Разработка теоретических вопросов библиографии в ХIХ в. (Ф. Эберт, Т. Дибдин). Основные библиографоведческие школы ХХ в. (Г. Шнейдер, П. Отле, дескриптивная библиография, Д. Шира).
    Раздел Y. Библиографическое сотрудничество – от первых международных библиографических конгрессов (1878, 1888) до международных информационно-библиографических проектов (УБУ, НАТИС, ЮНИСИСТ).
    Проблемы преподавания иностранной библиографии желательно обсудить на страницах профессиональной печати.
Hosted by uCoz