Ключенко Т.И., Филимонов Н.Н.
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ 
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

        Открытость систем (в том числе и общественных) как исходный принцип предполагает новые подходы в обществознании. Их смысл заключается в том, чтобы за исходное начало бралась не система как целое, в ее статичном состоянии, а человек с его неповторимостью как постоянный источник стихийности, неупорядоченности и в то же время источник развития. Сложность и многообразие задач, возникающих перед обществом, требуют индивидуальной инициативы, а следовательно, и индивидуального разнообразия. Именно поэтому свободное развитие индивидуальности является условием развития и эволюции общества. Для открытой системы образования и его составных элементов данное положение выступает основополагающим фактором.
        Научно-исследовательская деятельность студентов занимает ключевое место в системе любого образования, в том числе и библиотечно-информационного. Основная содержательная нагрузка этого направления деятельности студентов связана с формированием творческого потенциала будущего специалиста, с формированием умений и навыков принимать неординарные компетентные решения в различных конкретных ситуациях.
        Развиваясь в рамках классической системы образования, научно-исследовательская деятельность студентов (НИРС) предполагала наличие жестких норм, унифицирующих человеческую индивидуальность. Возник соблазн создать некую методику НИРС, при использовании которой система воспитания и образования будут выводить не просто человека, у которого «обнаружилось» много недостатков, а нового «исправленного» человека, лучше прежнего. Ожидаемый результат представлялся близким и легко достижимым; столь очевидной казалась зависимость «характеристик» человека от природной и общественной среды; если же все-таки ожидаемого результата не получалось, то неудача рассматривалась как несовершенство используемой методики. Поиски более совершенных методик, основанных на жесткой детерминации и предопределенности человеческой деятельности, продолжаются и в наше время. Авторам представляется более перспективным другой подход, связанный с вовлечением обучающихся в обширный открытый мир, что позволяет человеку реализовать свои потенциальные возможности.
Основанием для таких утверждений явились современные исследования в области нейрофизиологии, биологии, психологии, гносеологии, философии и методологии науки. 
        Достижения названных наук позволяют развивать концепцию человеческой жизнедеятельности как системы синергетического уровня, целостность которой раскрывается через множество измерений и обусловливается процессами самоорганизации, характерными для открытых систем. Таким ярким примером выступает человеческая индивидуальность.
        Ряд отечественных авторов (Воронин А.А., Зинченко В.П., Моргунов Е.С., Молчанов В.П.) обращают внимание на встроенность бессознательных механизмов психического действия в общую структуру рефлексивного отношения человека к миру. При всех различиях между сознательными и бессознательными побуждениями к деятельности их противопоставление теряет смысл.
        В то   же время личностный образ мира формируется через систему универсалий культуры, поэтому мировоззренческие категории всегда имеют социокультурное измерение и определяют характер жизнедеятельности людей (Моисеев Н.Н.). Согласно Ф. Перлзу, процесс личностного роста – это процесс расширения зон сознавания; избегание сознавания – основное препятствие такому росту.
        Из сказанного выше следует, что для системы организации научно-исследовательской работы студентов в вузе вытекает трудно воспринимаемый с точки зрения традиционных установок, но очень важный вывод: становление, развитие, а значит и наращивание творческого потенциала человека невозможно без личностного переживания, осознания образа мира. Сотворчество, сопонимание, соосмысление, сооценка – вот пути подлинной организации научно-исследовательской работы студентов. Только в этом случае личность студента открыта пространству жизненных смыслов и деятельности, сопричастна их созиданию. Такая позиция принципиально отлична от технократически ориентированного образования, рассматривающего обучаемого в качестве строго регламентируемого, программируемого и манипулируемого объекта.
        Поднятые проблемы требуют изменения привычных рамок нашего мышления. Организация научно-исследовательской работы студентов должна, на наш взгляд, быть сориентирована на возможность совместить, увязать инициативу каждого человека, его желания и потребности в познании, осмыслении мира (без чего проблему духовности не решить в современном образовании) с передачей социокультурного опыта; ведь именно эта функция изначально породила и стимулировала развитие образования как системы, включая и научно-исследовательскую работу студентов. Такая постановка проблемы открывает новые перспективы.
Hosted by uCoz