Клепикова М.М.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ 
СПЕЦИАЛИСТОВ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА

        Повышение эффективности и качества обучения специалистов в современных условиях непосредственно связано с реализацией коренной задачи высшего образования – интеграции науки и практики, их новейших достижений. По существу сегодня речь должна идти о новом уровне интеграции важнейших элементов системы подготовки специалистов, которая обеспечит современный уровень и конкурентоспособность выпускников для социально-культурной сферы.
        Наиболее благоприятные условия интеграции обучения с достижениями библиотечно-информационной науки и практики создает заочная форма высшего библиотечного образования, в самой природе которой заложены объективные предпосылки органического соединения науки и производственной практики, их взаимодействия и взаимопроникновения.
        В течение последних лет произошли существенные изменения в подготовке студентов на факультете библиотековедения, библиографии и информатики, который готовит специалистов без отрыва от производства.
        В структуре учебных планов особое место занимают дисциплины социально-гуманитарного, естественнонаучного и общепрофессионального циклов, дающие обучающимся основательные фундаментальные знания. В дополнение к ним предусматривается система дисциплин и курсов по выбору, обеспечивающих динамизм отражения современных научных достижений. Блок дисциплин специализации студентов базируется на научно-теоретических основах и достижениях библиотечной и информационной практики.
        Динамично развивающаяся практика обусловила введение специальных курсов по актуальным производственным проблемам. Тематика курсовых и дипломных работ нацелена на широкое участие студентов в научно-исследовательской работе, направленной на совершенствование практической деятельности библиотечных и информационных служб.
        Дальнейшее развитие системы интеграции образования, науки и практики связано с необходимостью введения производственной практики студентов-заочников как обязательного элемента в подготовке высококвалифицированных специалистов.
        Если раньше практически все студенты-заочники работали по избранной специальности и имели возможность изучать и приобретать производственный опыт, то в настоящее время в силу сложившейся социально-экономической ситуации лишь 60–65 % в течение периода обучения работают по профилю факультета. К тому же не каждая библиотека, информационный центр, в которых работают студенты, имеют современное техническое оснащение, потенциал опытных квалифицированных специалистов, документные фонды, необходимые базы данных и т.д. Даже работая в крупной библиотеке, студент обычно выполняет определенные узкие функции и далеко не всегда имеет целостное представление о технологии библиотечного производства, научно-информационной деятельности, о библиотечном деле в целом.
        Эти обстоятельства и необходимость укрепления интеграционных процессов библиотечно-информационной теории и практики обусловили включение в учебные планы и введение производственной практики для студентов-заочников. Производственная практика вводится на выпускном курсе. Она позволит обобщить полученные знания в условиях производства и ознакомиться с лучшими новейшими методами и современными технологиями практической деятельности библиотечно-информационных служб. Вместе с тем она позволит усилить практические аспекты дипломных работ в процессе подготовки их к защите.
        Важной задачей в организации преддипломной производственной практики является подбор баз практики, которые стали бы полигоном для образования и производства, практической школой внедрения современных научно-исследовательских достижений в производственную деятельность и, конечно, были бы заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров.
        Многие библиотеки России активно участвуют в разработке и внедрении новейших технологий, результатов научных и маркетинговых исследований, организации информационных продуктов и услуг для потребителей информации, современных электронных средств. Именно взаимодействие таких библиотечных информационных служб и МГУКИ служит средством реализации интеграционного процесса образования и производства, подготовки конкурентоспособных библиотечных кадров. В числе баз производственной практики студентов уже задействованы ЦБС «Кунцево», Государственная республиканская юношеская библиотека, Государственная публичная научно-техническая библиотека и др.
        Дальнейшая стратегия подготовки специалистов без отрыва от производства требует более полного взаимодействия образования и производства, их взаимной ответственности за качество специалистов. Важно, чтобы производство выступало не только как сфера потребления специалистов, но и как учебно-практическая база в подготовке выпускников университета и школой современного производственного опыта.
Hosted by uCoz