Кушнаренко Н.Н.
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США: НАПРАВЛЕНИЯ 
ТРАНСФОРМАЦИИ

          Библиотечно-информационное образование во всех странах мира трансформируется. Особый интерес для российских и украинских специалистов представляют основные тенденции в изменении содержания и организации библиотечного образования США на пороге ХХI в., изучение которых осуществлялось автором в рамках международного проекта «Библиотековедение и открытый доступ к информации в         Соединенных Штатах Америки» в сентябре-октябре 2000 г.
        В последнее время в развитии библиотечно-информационного образования США произошли существенные изменения, обусловленные такими основными факторами, как: сущностные изменения в библиотечно-библиографической сфере, вызванные информатизацией; доступность образования, т.е. наличие школ, факультетов, предоставляющих широкий спектр разнообразных новых учебных дисциплин; существующая конкуренция между школами библиотековедения и информатики, а также учебными программами; возможность финансовой поддержки инноваций; внутренняя поддержка и позиционирование; быстрые изменения в информационных технологиях и возможность их поддержания на должном уровне; возрастающий спрос на библиотечные и информационные кадры, выпускников, студентов.
        Эти обстоятельства обусловили необходимость введения в середине 90-х гг. в ряде высших учебных заведений США (государственном университете Флориды, Иллинойском, Дрексельском, Мерилендском и Мичиганском) инновационных учебных программ. Основные изменения, которые произошли в содержании и организации учебного процесса в этих вузах, к концу века стали характерными для всей системы библиотечно-информационного образования США, а именно: решение информационных проблем; укрепление инфраструктуры информационных технологий; более эффективное использование новейших образовательных технологий в учебных дисциплинах (программах); активное введение в учебный процесс инноваций; более интенсивное информационное обеспечение заочного образования, онлайновое обучение; гибкость учебных программ; ориентация в обучении на потребности пользователей и др. Остановимся более подробно на основных тенденциях.
    1. Кроме изучения библиотек, информационных структур и библиотечно-информационных процессов, учебными программами предусмотрено всестороннее изучение информационной среды и информационных проблем. Большое внимание уделяется таким вопросам, как создание и использование информационных продуктов и услуг; менеджмент информационных ресурсов, организация и управление цифровой информацией, лицензирование и знание законодательной базы, профессиональная этика и др.
    2. Осуществление интеграции библиотечно-информационных дисциплин, направленность их на потребности пользователей. Объединяются смежные библиотечно-информационные курсы, программы, факультеты, т.е. обеспечивается единство библиотечно-информационного образования. Большинство программ включают когнитивные и социальные аспекты информации и информационных систем, их создание, организацию, фильтрацию, маршрутизацию, поиск, доступ, использование, ценность и рассеивание информации. Акцент в обучении делается на индивидуальных, групповых и массовых пользователей и осуществляется не только в курсах по обслуживанию, но и в других дисциплинах, что в конечном итоге и отличает библиотечную сферу от других сфер.
    3. Библиотечно-информационные школы экспериментируют со структурой учебных программ, планов, специализаций и курсов, делая их более гибкими. Большинство школ отказались от подготовки кадров по типам библиотек, ориентируются на библиотечно-информационную сферу в целом и даже на индивидуальные интересы студентов. Среди наиболее популярных специализаций: бизнес частных библиотек; мультимедийные библиотеки; информационное право; библиотечно-информационный сервис; специальные коллекции; информационные системы и др. Гибкость подготовки обеспечивается широкой номенклатурой курсов специализаций и факультативных дисциплин, возможностью одновременного получения двойной специализации на уровне бакалавра, специалиста и магистра. Подготовка докторов библиотечных и информационных наук осуществляется отдельными вузами США, что требует дополнительной аккредитации. Для каждого образовательного уровня подготовки имеется соответствующая номенклатура рабочих мест.
    4. Активное внедрение новейших образовательных и информационных технологий в учебный процесс. Школа несет персональную ответственность за то, чтобы студенты были в курсе последних изменений в библиотечно-информационной сфере, своевременно знакомились с новейшими информационными технологиями. Нововведения дополнительно финансируются. Все американские библиотечные школы имеют автоматизированные (цифровые, электронные) библиотеки, информационные центры, а также мультимедийные классы не только в аудиториях, но и в общежитиях. Студенты изучают различное программное обеспечение, онлайновый поиск, Web-дизайн, создают информационные продукты в разных форматах и т.п. Широкое распространение получило дистанционное обучение, онлайновые занятия, Internet/Intranet технологии и т.п.
        Перечисленные направления трансформации библиотечно-информационного образования в США не исчерпывают всех нововведений. Однако и названных достаточно для того, чтобы они стали предметом серьёзного обсуждения и использования в профессиональной сфере России и Украины.
Hosted by uCoz