Захаров В.П., Путинцев Т.В.
|
|
Новые информационные технологии все шире входят в практику обучения как студентов учебных заведений, так и пользователей библиотек. Особое место занимают системы дистанционного обучения, предоставляющие широчайшие возможности в преподавании и изучении самых различных дисциплин. При этом требуются не только новые программно-технические средства, но и новые методики обучения, новые принципы подачи учебного материала, чтобы достичь оптимального сочетания технических возможностей с методами презентации самого материала. Анализируются ситуации, примеры обучающих систем в сети Интернет, их особенности. Констатируется, что компоненты сети Интернет и ее сервисов (каналы связи, протоколы, языки разметки, программное обеспечение) предоставляют достаточно возможностей для организации полноценного дистанционного обучения. В настоящее время наблюдается экспоненциальный рост числа гипертекстовых систем дистанционного обучения. Общее число он-лайновых учебных курсов в мире исчисляется уже десятками тысяч. Очевидно, что часто эти курсы представляют собой старые учебные пособия, перенесенные в электронную форму, но не учитывающие визуальных аспектов современных компьютерных систем. В основе обучения всегда лежит принцип структурного представления информации. Гипертекстовая форма организации материала, как нельзя лучше удовлетворяющая этому принципу, связана и с определенными трудностями – как с точки зрения содержания, так и с точки зрения трудозатрат и квалификации исполнителей. Должны учитываться также особенности дистанционного обучения и, что не маловажно, дистанционного контроля. Причем следует помнить, что в Интернет интерактивной становится вся обучающая мультимедийная среда. Ключевой проблемой в гипертекстовых системах является проблема навигации, не явно навязываемая разработчиками системы обучаемым. Важно найти соотношение текста, имеющего линейную структуру, и иерархически организованного гипертекста и правильно расставить гиперссылки. Обсуждаются проблемы, связанные с распределением информации, содержащейся в тексте, по разным структурным уровням, с выработкой критериев оценки оптимального структурирования текста, с квантованием информации и делением учебного материала на активную/пассивную части, с поурочным делением материала и т.п. К преимуществам гипертекста относится то, что он позволяет создавать открытые расширяемые системы. Поэтому появляется возможность не ограниченной (изначальной или последующей) детализации материала и пополнения баз данных, которые лежат в основе учебных курсов без опасности перегрузки учебного курса. Обосновываются информационные показатели учебного гипертекста (оптимальное количество допустимых ссылок в расчете на одну единицу текста, объем текстовой информации в одной веб-странице (учебном экране), иерархическая глубина связей, количество ассоциативных связей и др. Обсуждается использование в проектировании автоматизированных обучающих систем результатов, полученных когнитивной лингвистикой, психологией, психолингвистикой. Подчеркивается также необходимость экспериментальных исследований на основе функциональных моделей и реальных систем. Рассматриваются способы программной реализации обучающих систем в сети Интернет. Это или создание учебных экранов простыми средствами (языки HTML и JavaScript), или же создание полноценной интегрированной обучающей системы в одной из СУБД. В этом случае учебные экраны генерируются как активные серверные страницы на основе взаимодействия веб-сервера с СУБД. В этом случае сложность создания и администрирования системы «окупаются» ее гибкостью и значительно большей степенью универсальности. Таким образом, задача создания автоматизированных обучающих систем не представляется тривиальной и не сводится к переводу старого материала в новую техническую среду. Гипертекстовые обучающие системы в сети Интернет связаны с новыми формами представления учебной информации и являются новыми средствами познания. |