Абросимова Н.В.
|
|
Библиотечное отделение Ярославского училища культуры в течение нескольких лет набирает на дневное отделение всего 15 студентов. Ежегодные трудности с привлечением абитуриентов подталкивают нас вести активную работу по профориентации. Новой для нас формой стало сотрудничество с межшкольными учебными комбинатами двух районов г. Ярославля. На первом этапе программа рассчитана на два года обучения. В дальнейшем предполагается более раннее профильное обучение. В процессе библиотечно-информационного обучения старшеклассники должны получить основные навыки работы с книгой, ее справочным аппаратом, научиться работать с информацией: осуществлять ее поиск и обработку (составлять аннотации, рефераты, библиографические описания и т.д.). Учащиеся должны также приобрести знания, умения и навыки собственно библиотечного труда: технически обрабатывать документы, расставлять литературу в фонде, делать записи в инвентарной книге, вливать карточки в каталоги и картотеки, осуществлять поиск информации по СБА, обслуживать читателей в читальном зале и на абонементе, заполнять учетно-техническую документацию. Специфика обучения в межшкольном учебном комбинате заключается в технологической подготовке по выбранной учащимися специальности. Поэтому более половины учебного времени по нашей программе отведено практическим работам и непосредственному знакомству с деятельностью библиотек г. Ярославля. Этим же обусловлено и использование блочно-модульной системы обучения. Программа состоит из 5 основных блоков: 1. История книги и письменности с древнейших времен до наших дней. Книга и библиотека (общее понятие о документе, книга как основной документ библиотечного фонда, характеристика библиотечного фонда, история книги, история библиотек России и зарубежья, экскурсии и просмотр видеофильмов). 2. Современная библиотечно-информационная система России. Типология библиотек (на примере библиотек г. Ярославля), структура библиотеки, экскурсии в библиотеки. 3. Организация библиотечных фондов и каталогов (библиотечный фонд, его формирование, организация издательской деятельности на современном этапе, виды литературно-художественных документов, изданий по искусству и др., СБА библиотеки, методика составления библиографического описания, систематизация документов, аннотирование и реферирование). 4. Методика библиотечно-библиографического обслуживания (изучение читателей, запись в библиотеку, библиотека и досуг, игровые формы в библиотеке, основы библиографии, библиотека и краеведение, современные автоматизированные средства в библиотеке). 5. Библиотечная профессия. Библиотечное образование. Знания, умения и навыки, полученные школьниками в процессе освоения программы, позволят им: уверенно чувствовать себя в любой библиотеке, осуществлять самостоятельный поиск любой информации, зафиксированной на любых источниках, определиться с выбором профессии и получить дальнейшее специальное образование на библиотечном отделении Ярославского училища культуры, затем (или) на библиотечно-информационном факультете МГУКИ. Библиотечное отделение Ярославского училища культуры сможет также решить несколько проблем: вести активную работу по профориентации; обеспечить преподавателям дополнительный доход; смягчить ситуацию с набором студентов на 1 курс. |